Звонки от банков по задолженности

Почему могут поступать звонки

Звонки из банков по чужим кредитам возможны по таким причинам:

  1. Вас намеренно указал должник как контактное лицо:
  • родственник в качестве неофициального поручителя;
  • недобросовестный заемщик, решивший скрыться от банка;
  • вы официальный поручитель должника.
  1. Ошибка при написании цифр телефона заемщиком либо наборе номера сотрудниками кредитного учреждения.
  2. Недобросовестные действия операторов банка и/или коллекторов при розыске должника.

Звонки  из банка

Большинство банков при возникновении задолженности у заёмщика начинают активную телефонную деятельность в первые два месяца просрочки.

Это могут быть ежедневные СМС-ки, звонки из call-центра, которые совершаются либо роботом-автоответчиком либо сотрудниками из отдела по сбору с задолженностью.

Законодательно ограничений на количество звонков и СМС пока нет, поэтому в первый месяц задолженности вам предстоит испытать всю мощь приёмов телефонной атаки банка.

Согласно статье 15 Закона России «О потребительском кредите»  банки имеют права звонить своим заёмщиком только в строго определённое время: в будние дни с 8.00 до 22.00, в субботу и воскресенье с 9.00 до 20.00.

Сколько раз

Количество звонков в день пока не урегулировано законом, чем банки и пользуются, названивая по 30-40 раз в день.

При звонке и СМС не должны быть разглашены персональные данные. Поэтому звонящий не имеет право говорить вашим родственникам ни сумму кредита, ни фактическую задолженность.

Максимум что могут сказать при звонке: «Мы не можем связаться с таким-то  заёмщиком, пусть он перезвонит по такому-то телефону». Да и родственникам и знакомым они могут звонить только тем, чьи контактные данные вы указали сами.

Как отвечать

Для начала определитесь, что вы собираетесь делать с кредитом. Если у вас временная трудность – нужно будет банку озвучить день, когда сможете внести платёж. Если временная трудность затягивается – стоит подумать о реструктуризации долга. Если ситуация безвыходная – ориентируйтесь на суд.

Вам зафиксируют долг и платить Вы будете приставу не более 50 % от своего подтвержденного дохода. В зависимости от выбранной стратегии и нужно вести переговоры. Главное, не надо рассказывать звонящим о том «как вы докатились до жизни такой».

На том конце – специалисты call-центра, они разговаривают с вами по заранее определенному алгоритму, им абсолютно не важно, что с вами происходило, им важно только зафиксировать одну цифру – дату вашего платежа.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать жалобу на водителя автобуса

Зачастую вам могут звонить по несколько раз на день с одним и тем же вопросом. Фиксировать, что вы обязуетесь оплатить долг и … снова звонить. Поэтому совершенно бесполезно им рассказывать о своих трудностях.

Иногда могут разговаривать с вами откровенно по-хамски. Не нервничайте. Работа у них такая. Можете просто положить трубку. И, поверьте, мир не рухнет.

Законодательство

Взаимодействие банков и должников регламентируется:

  1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ «О микрофинансовой деятельности» (статьи 6–8). Нормативным актом руководствуются, если вы официально указаны контактным лицом. В других случаях применяются лишь отдельные положения этого закона.
  2. ГК Российской Федерации (ст. 10).
  3. Кодекс об административных правонарушениях (статьи 5.53, 5.61, 15.26.1).
  4. УК РФ (статья 183). Применяется в крайне редких случаях.

Правовые документы предусматривают ответственность за:

  1. Нарушение положений ФЗ от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц … Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности».
  2. Угрозы и иные методы психического воздействия во время беседы.
  3. Незаконные действия, связанные с нарушением ФЗ «О персональных данных».

Звонки  из коллекторского агентства

По-другому ведут себя коллекторы. Их зарплата напрямую зависит от того, сумеют они у вас выбить деньги или нет. На самом деле, надо радоваться, что дело из банка перешло к коллекторам.

Теперь, если действовать грамотно, у вас два пути – либо довести дело до суда (а коллекторы ох, как не любят передавать дела в суд), либо продолжать противостояние с коллекторским агентством.

Через год звонков станет меньше, через 5 – прекратятся. Готовы? Тогда на все их звонки отвечаем так: «Я не отказываюсь платить, но буду делать это по судебному решению. Передавайте дело в суд». Если звонков становится много – не отвечайте. Как-то мне пришлось занести 46 номеров в черный список, с которых мне названивали коллекторы.

Если банки как-то пытаются «сохранить лицо» и соответствовать букве закона, то коллекторы не гнушаются ничем. Здесь уже должны работать правоохранительные органы. И они будут на вашей стороне, а не на стороне кредитного вымогателя.

В случае незаконных действий коллекторов реагируйте мгновенно и уверенно: попросите коллектора предъявить удостоверение, перепишите все данные, не забудьте про номер автомобиля, вызовите полицию и не отпускайте незваного гостя до ее приезда.

Чем это грозит

Ничем. Банки прекрасно понимают, что не имеют право ни отнимать у вас квартиру без решения суда (а если это единственное жильё, то оно вообще неприкосновенно), ни описывать имущество (они не приставы), ни даже заходить к вам домой.

Предлагаем ознакомиться:  Как приватизировать муниципальную квартиру - полезные советы

Поэтому, если вам так уж надоедают эти звонки – просто занесите эти номера в черный список и не отвечайте (вы имеете на это право!), либо поставьте домашний телефон на автоответчик. А можете, как и я, слушать и улыбаться.

Что еще прочесть:

  • Квартира в ипотеку без первоначального взносаКвартира в ипотеку без первоначального взноса
  • Кредит под залог квартиры без подтверждения доходаКредит под залог квартиры без подтверждения дохода
  • Взять кредит чтобы погасить другой кредитВзять кредит чтобы погасить другой кредит
  • Как делятся кредиты при разводеКак делятся кредиты при разводе

Как правильно вести диалог

Для тех или иных ситуаций выбирают различные варианты.

Во-первых, постарайтесь выяснить, откуда у звонящего ваш номер телефона.

Во-вторых, удержитесь от перехода на личности, грубости и оскорблений собеседника даже в ответ на его провокационные действия. Спокойно оповестите, что вы не намерены продолжать разговор в подобном тоне, и если он не прекратит, то вы либо положите трубку, либо обратитесь в правоохранительные органы, в том числе в суд с иском о взыскании компенсации за причинение морального ущерба (на ваше усмотрение).

В-третьих, не давайте точных ответов. Скажите, что не знаете, о ком спрашивают, брал ли человек кредит, где он находится, его номер телефона и т.д.

Вариант «все отрицать» не подходит, если сопровождали заемщика, когда он брал кредит.

Если вы подписали договор вместе с должником или присутствовали при этом и сами дали номер телефона, описанная выше тактика разговора не подходит. Сообщите о несогласии взаимодействовать с сотрудниками банка и подкрепите слова подачей письменного заявления: так кредитное учреждение лишится права вам докучать.

Что делать и как прекратить звонки

Звонки коллекторов и из банка по кредиту

Есть несколько способов:

  1. Радикальный – купить новую SIM-карту, но это очень неудобно для большинства людей.
  2. Добавлять номера в черный список непосредственно в телефоне: активируется нужная функция либо устанавливается приложение. Платный вариант — через оператора сотовой связи, но это не гарантирует успех: у банков много номеров, и пока вы будете добавлять их все в черный список, звонки продолжатся.
  3. Написать в банк заявление с возражениями относительно звонков вам по поводу чужого долга. Крупные финансовые учреждения на это реагируют адекватно. Если ваше требование не будет исполнено, копию заявления с отметкой кредитной организации о том, что оно принято, либо уведомление о вручении заказного письма с заявлением (лучше с описью вложения) используйте в суде при взыскании компенсации за моральный ущерб.
  4. Обратиться в полицию, если звонки происходят часто, рано утром, поздно вечером или ночью, в разговоре вас оскорбляют, угрожают, пытаются запугать. Полезно иметь запись бесед, поэтому фиксируйте все беседы с банком на диктофон. При возможности включите громкую связь во время звонка – это обеспечит свидетелей при необходимости.
Предлагаем ознакомиться:  Разбираемся, как вернуть страховку по кредиту в Сетелем банке

Куда жаловаться, если звонят по чужому кредиту

Рекомендуется написать заявления в несколько инстанций:

  1. Полиция (в случае угроз, оскорблений, нарушения предусмотренных законом количества звонков).
  2. Главный офис соответствующего кредитного учреждения.
  3. Центральный банк Российской Федерации. ЦБ РФ – регулятор банковской системы, в его полномочиях – надзор за другими учреждениями и принятие мер в случае нарушения ими законодательства.
  4. Суд (взыскание ущерба, компенсации морального вреда).

Сроки рассмотрения

Как правило, сроки рассмотрения обращений в банках – 30 дней с момента подачи бумаги, но внутренний распорядок учреждения может устанавливать и иные периоды.

В полиции проверку по вашему заявлению должны провести в течение 10 дней. Срок может доходить и до 2 месяцев.

Суд решает вопрос о принятии искового заявления к производству в течение 5 дней, затем период ожидания зависит от того, какое определение вынес суд, и может колебаться от 1 до 2–3 месяцев (без учета времени на принятие искового заявления). При необходимости сроки продлеваются судом.

Ответственность

При нарушении норм, установленных федеральным законом, банк может понести гражданскую, административную и материальную ответственность.

За нарушения уголовного законодательства нести наказание будут конкретные сотрудники, если установлена их вина и другие необходимые признаки состава преступления.

Если вы сможете убедить судью, что звонки причиняли вам неудобство, моральные страдания, а может, даже реальный ущерб, сможете доказать, что звонил именно банк, то взыскать компенсацию за причинение морального вреда будет несложно. Однако принимать меры нужно с самого начала.

Полезное видео

Перечислим рекомендации для граждан, столкнувшихся с подобными ситуациями:

  • не поддавайтесь на провокации;
  • не давайте конкретную информацию на вопросы о должнике;
  • не нарушайте закон даже в ответ на хамство со стороны собеседника;
  • записывайте разговоры на диктофон;
  • обеспечивайте подтверждение ваших обращений с требованием прекратить звонки;
  • оповестите должника (если вы его знаете) о досаждающих вам телефонных беседах.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector