Оглавление
Лес — что это: юридическое понятие
Согласно определениям лесного законодательства, лес представляет собой совокупность территории, расположенной на ней флоры (деревьев, кустарников и травянистых форм), а также существующей экологической системы. При этом законодательство затрагивает не только леса фонда, но и леса, которые находятся в составе земли иных категорий, к примеру, земли обороны, земли поселений и т.д.
Земли, расположенные в лесу, включают в себя не только покрытые растительностью участки, но и пространства, используемые для обеспечения деятельности лесных хозяйств — для воспроизведения, охраны.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Отличие юридических понятий леса и лесного фонда в том, что древесно-кустарниковая растительность, произрастающая вне земель лесного фонда также выступает объектом лесных правоотношений. Территории лесного фонда не всегда покрыты соответствующими видами растений.
О том, что представляют собой лесные земли и что к ним относится, говорится в отдельной статье.
Законодательство
Выделение земель лесного фонда закреплено в Земельном кодексе РФ. ЗК РФ не только определяет эти земли как отдельную категорию, но также содержит общие положения земельных правоотношений.
Основной нормативно-правовой базой является Лесной кодекс РФ N200-ФЗ от 04.12.2006. В нем конкретизируются и регламентируются правоотношения, объектом в которых выступает лес. Также применяется Федеральный закон N 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» от 21.12.2004.
Правовой режим
Правовой режим, регулирующий деятельность лесного фонда:
- Являются федеральной собственностью, обладают статусом земель Федерального значения.
- Для них установлен ограниченный оборот, их нельзя продавать и покупать (ст. 27 ЗК РФ), кроме случаев, описанных в земельном законодательстве.
- В правовой режим включены требования к защите лесов от незаконной вырубки, пожаров.
- В границах лесного фонда разрешены различные виды использования земель, которые находятся в лесу:
- заготовка древесины;
- сбор коры, хвои;
- использование для пастбищ;
- охотничьи промыслы;
- туристические походы и т.д.
- Получение права бессрочного пользования может быть доступно только государственным и муниципальным организациям для научно-исследовательской или религиозной, а также для рекреационной деятельности согласно ст. 40, 47 и 41 ЛК РФ.
- Для иных лиц предоставление возможно только на основании договора аренды с проведением открытого конкурса.
Подробную информацию о правовом режиме земель лесного фонда можно найти в отдельной статье.
Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию
Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.
Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.
Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.
Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.
«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение. В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов. — В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».
«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники. Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.
Татьяна Крупко
Территории лесного фонда имеют особый статус земель Федерального значения, любые манипуляции, проводимые в отношении их, проходят тщательную проверку на всех государственных уровнях. Получение их в частную собственность возможно только при предварительном переводе их в другую целевую категорию.
Процедура перевода лесных фондов в собственность стандартная. Она регламентирована Федеральным законом N 172-ФЗ от 21.12.2004.
Проверка собранной заинтересованным лицом документации осуществляется на уровне местной власти, на региональном уровне и на федеральном уровне.
Это значительно удлиняет сроки рассмотрения заявления, при этом шансы получить положительное решение довольно низкие.
Специфичность рассмотренной категории заключается в том, что определяющим правовой режим фактором является находящийся земельный участок в лесу. Законодательство РФ устанавливает в качестве первоочередной задачи при эксплуатации этих территорий защиту и охрану лесов.
Учет и государственный реестр земельных участков из состава лесов
Учет территорий фонда осуществляется посредством формирования Государственного лесного реестра в соответствии со ст. 91 ЛК РФ. Порядок ведения реестра утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N194. Реестр содержит в себе следующую информацию:
- о землях лесного фонда и других территориях, на которых расположены леса;
- о видах лесов, их количестве, расположении;
- о зонах с особыми условиями пользования;
- экономические, качественные характеристики;
- о фактах получения земельных участков в пользование гражданами или юридическими лицами;
- о мероприятиях по воспроизводству и охране лесов.
Кроме того, ст. 92 ЛК РФ предписывает также ведение государственного кадастрового учета земель в соответствии с ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
Без проведения кадастрового учета получить в аренду земельный участок любой категории невозможно.
Татьяна Крупко
Публичные карты для ведения хозяйства
На официальном сайте Росреестр есть доступ к информации о статусе различных земель по всей территории РФ. Удобство карты заключается в том, что в любой момент можно проверить, поставлен ли земельный участок на учет, является ли он свободным, наделен ли особыми условиями пользования и т.д. Функционал карты позволяет выбирать интересующие категории земель.
Кроме того, в регионах проводится картографирование лесных участков с помощью технологий ГИС. Карта лесного фонда Московской области доступна в интернете.
Разделение территорий
Земельный кодекс в статье 101 вводит в данную категорию земли двух типов:
лесные представляют собой территории, покрытые и не покрытые растительностью;
- нелесные территории (например, болота, песчанники), предназначенные для ведения лесного хозяйства.
Лесной кодекс вводит дополнительную классификацию для лесного фонда в зависимости от целей эксплуатации:
- Защитные леса несут в себе экологическую ценность по причинам расположения в особых природных условиях, водоохранных зонах.
- Эксплуатационные леса предназначены для получения древесины.
- Резервные представляют собой территории, на которых заготовление древесины запрещено в течение будущих 25 лет.
Разрешенные виды лесопользования:
- заготовка древесины и побочных продуктов ее добычи: кора, хвоя, щепа;
- сбор дикорастущих ягод и плодов, сбор трав, мха, подстилки, листьев;
- туризм, рекреационные мероприятия;
- охотничьи промыслы;
- научно-исследовательская деятельность;
О том, что для чего можно и для чего нельзя использовать земли лесного фонда, а также о том, разрешено ли на них строительство, рассказано здесь.
Аренда
- Порядок предоставления земель в аренду упоминается в ст.71 ЛК РФ. В статье 72 ЛК РФ указываются сроки аренды земельных участков от 10 до 49 лет, если они не будут использоваться в качестве охотничьего хозяйства.
- Аренда лесных зон земли возможна только после постановки земельного участка на кадастровый учет.
- Оплата аренды зависит от того, будут ли при эксплуатации изыматься ресурсы (вырубка леса) и от объема их изъятия.
- Договор аренды заключается после проведения открытого аукциона (конкурса).
- По истечении срока аренды можно получить участок в аренду снова без проведения торгов, но только при надлежащем соблюдении условий прошлого договора.
https://www.youtube.com/watch?v=https:3MMiMcxz8Ww
Об особенностях аренды земель лесного фонда подробно написано в нашем материале.