Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЛИЦ, ДОПУСКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Предприятия, учреждения и организации допускаются к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Для получения лицензии проводится специальная экспертиза юридического лица и аттестация его руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Расходы относятся на счет юридического лица.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При соблюдении каких условий организации будет выдана лицензия на И проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну?

Лицензия выдается при соблюдении следующих условий.

Условие 1. Соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений.

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

Условие 2. Наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны.

Условие 3. Наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Лицензирование деятельности юридических лиц по проведению работ с использованием сведений, составляющих гостайну, проводится в соответствии с Постановлением № 333. Обратите внимание: на данные отношения не распространяется действие Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».?

На какой срок выдается лицензия?

Срок действия лицензии зависит от специфики деятельности и не может превышать пять лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на меньший срок.

Как и кем проводится специальная экспертиза?

Специальная экспертиза предприятия предполагает проверку выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдение других условий, необходимых для получения лицензии.

Организация и проведение специальных экспертиз осуществляется ФСБ России, ФСТЭК России, Службой внешней разведки РФ, Минобороны РФ, другими министерствами и ведомствами РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», руководителям которых даны полномочия на отнесение к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.

Как проводится государственная аттестация руководителей организации?

Указанные выше органы и организации проводят аттестацию руководителей. От аттестации освобождаются руководители предприятий, имеющие документ об окончании образовательного учреждения, включенного в перечень, определяемый Межведомственной комиссией, если со времени окончания образовательного учреждения прошло не более пяти лет.

Обратите внимание! Допуск к государственной тайне должен быть получен до заключения трудового договора

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Если выполняемая работа по своему характеру предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, то необходимо оформить допуск. Только после оформления допуска лицо может быть назначено на соответствующую должность или принято на работу.

Для определения должностей, при назначении на которые требуется допуск к государственной тайне, следует руководствоваться номенклатурой должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне (далее — Номенклатура должностей). Указанная номенклатура разрабатывается режимно-секретным подразделением и подписывается его руководителем.

Какие требования предъявляются законодательством к Номенклатуре должностей?

Требование 1. В Номенклатуру должностей должны включаться только те должности, по которым допуск необходим:

  • для выполнения должностных, специальных или функциональных обязанностей;
  • для направления работника в другие организации для выполнения работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Требование 2. Количество работников, допускаемых к государственной тайне, должно быть максимально ограничено.

Требование 3. Два экземпляра Номенклатуры должностей направляется на согласование в орган безопасности по месту расположения организации или территориально обособленного подразделения.

а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи; наименование органа безопасности, выдавшего лицензию; срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);

б) сведения о согласовании предыдущей Номенклатуры должностей: дата согласования; наименование органа безопасности, согласовавшего Номенклатуру должностей;

в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей Номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам; причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой Номенклатуре должностей.

Наша организация получила лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В 2013 г. планируется выполнение нескольких заказов. В «обычном» режиме в подобных проектах задействованы работники-иностранцы. Возможно ли их привлечение к работам со сведениями, составляющими гостайну (конечно же, с оформлением допуска и всех ограничений)? Или в таких работах могут быть заняты только граждане России, а иностранцы к ним не допускаются?

Законом о гостайне регламентирован допуск к государственной тайне граждан РФ. Однако это не означает, что иностранные граждане не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Так, в соответствии с постановлением Правительства от 22.08.1998 № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

1. Лица, имеющие двойное гражданство:

  • допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан РФ;
  • допускаются только к сведениям с грифом «секретно» после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

2. Лица без гражданства:

  • могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, но только на основании решения Правительства РФ;
  • как правило, не допускаются к сведениям особой важности или совершенно секретным.

Проект решения о допуске к государственной тайне вносится в Правительство РФ руководителями органов государственной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», руководителями органов государственной власти субъектов РФ.

3. Иностранные граждане:

  • допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства или международной организации по защите передаваемых им сведений, составляющих государственную тайну;
  • могут быть допущены только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973. Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений, организаций, уполномоченных Правительством РФ осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству или международной организации. Указанное решение согласовывается с ФСБ России.

4. Допуск эмигрантов и реэмигрантов определяется в соответствии с данным Положением исходя из гражданства указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне.

Обратите внимание! В трудовом договоре закрепляется срок, в течение которого работнику запрещается выезд за границу в связи с допуском к государственной тайне

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Я работаю на «режимном» предприятии, где отдельные подразделения используют в своей работе сведения, составляющие государственную тайну. Сейчас мы хотим предусмотреть какие-то типовые формулировки особых условий, которые включаются в трудовые договоры таких сотрудников. Возник вопрос: при приеме на какие должности можно включать в договор условие об ограничении права на передвижение. В каких ситуациях может быть ограничено право гражданина на выезд из РФ? Как определяется такой срок?

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина на выезд из РФ может быть ограничено, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ.

Срок ограничения такого права не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями и до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом).

Обратите внимание: ограничение права выезда за границу может быть предусмотрено только для работников, имеющих допуск по первой и второй форме, т. е. к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям.

В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из РФ может быть продлен Межведомственной комиссией.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В тексте Закона слова «Министерство безопасности Российской Федерации» заменены словами «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» в соответствующих падежах с 9 октября 1997 года — Федеральный закон от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

____________________________________________________________________

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне (статья в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ.

___________________________________________________________________

Предлагаем ознакомиться:  Образец разрешение от учредителей на совершение сделки

Настоящая статья признана соответствующей Конституции Российской Федерации — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года N 8-П.

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ;рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ;

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ;абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ;

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ;

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям (абзац дополнен с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 294-ФЗ;

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ*

__________________

* Название раздела в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

Предлагаем ознакомиться:  Безнадежная задолженность населения за жку

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации) (абзац в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 153-ФЗ;

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:(Абзац дополнен с 18 февраля 2011 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 299-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 377-ФЗ.

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения (абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2011 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 299-ФЗ;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

(Абзац дополнительно включен с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 377-ФЗ)____________________________________________________________________Абзацы третий — двенадцатый предыдущей редакции с 3 января 2014 года считаются соответственно абзацами четвертым — тринадцатым настоящей редакции — Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 377-ФЗ.

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов (абзац дополнительно включен с 18 февраля 2011 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 299-ФЗ);

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности (абзац дополнительно включен с 18 февраля 2011 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 299-ФЗ);о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и о состоянии ее защищенности от компьютерных атак.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЛИЦАМ, ДОПУСКАЕМЫМ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

НА № 9‘2012В постановлении Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П указывается, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из РФ, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием наличия у данного гражданина допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.

По мнению Конституционного Суда РФ такое решение требует выяснения следующих обстоятельств.

Обстоятельство 1. Характер конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности.

Обстоятельство 2. Степень секретности информации, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны.

Обстоятельство 3. Цель выезда за границу и другие условия, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.

В судебной практике имеются случаи оспаривания гражданами ограничения права на выезд за границу. Приведем примеры, когда судом была определена правомерность ограничения этого права.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Б. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал решение об ограничении его права на выезд из РФ. Суд пришел к выводу о том, что в отношении Б. имелись основания для ограничения этого права. Определением Верховного суда РФ от 28.06.2006 № 5-Г06-55 в удовлетворении заявления об оспаривании решения об ограничении права на выезд из РФ отказано, поскольку в период прохождения военной службы между заявителем и войсковой частью был заключен трудовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне, предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ в течение пяти лет.

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий отдела паспортно-визовой службы УВД Калининградской области, отказавшего заявителю в выдаче заграничного паспорта, ссылаясь на то, что его право на выезд с территории РФ ограничено. Определением Верховного суда РФ от 31.05.2006 № 71-Г06-1 в удовлетворении заявления об оспаривании ограничения права заявителя на выезд за пределы РФ и отказа в выдаче заграничного паспорта отказано, так как в период военной службы заявитель имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, принял на себя добровольные обязательства, связанные с оформлением допуска к ней, тем самым дав согласие на временное ограничение его прав, в том числе и права на выезд за границу в течение пяти лет.

В следующем примере судом срок ограничения права на выезд за границу уменьшен.

М. оспорил в суде решение Федерального государственного унитарного предприятия «Управление строительства № 30» (ФГПУ «УС-30») от 27.12.2004 об ограничении его права на выезд из РФ. Решением Верховного суда Республики Башкортостан заявление М. удовлетворено частично, уменьшен срок ограничения выезда за границу до 14.02.2007.

В кассационной жалобе М., не соглашаясь по существу с решением, просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Определением Верховного суда РФ от 19.04.2006 № 49-Г06-6 признано, что заявление об оспаривании ограничения права заявителя на выезд из РФ удовлетворено правомерно в части уменьшения срока ограничения выезда за границу, поскольку истцом был заключен договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющегося приложением к трудовому договору, в соответствии с которым заявитель дал согласие на временное ограничение его права выезда за границу на определенный срок, исчисляемый с даты последнего ознакомления лица со сведениями особой важности.

Необходимость защиты государственной тайны предполагает требование о запрете ее свободного распространения. Нарушение данного требования влечет наступление юридической ответственности (уголовной и трудоправовой). Работнику, получившему доступ к государственной тайне, также запрещается использовать изобретения и открытия, содержащие государственную тайну.

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни возможно в связи с проведением органами безопасности проверочных мероприятий при оформлении допуска к государственной тайне. На данном этапе проверяются все анкетные данные, что предполагает получение информации о частной жизни оформляемого лица.

Гарантия 1. Процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Законодательством предусмотрены два вида надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну:

  • ежемесячная процентная надбавка к заработной плате за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячная процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Гарантия 2. Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Под «прочими равными условиями» здесь следует понимать производительность труда и квалификацию работника (ст. 179 ТК РФ).

Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ*

__________________

__________________

* Название статьи в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от исполнения договора в одностороннем порядке

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

__________________

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом (часть дополнена с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости (часть дополнена с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником.

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector