Кэшбэк – лишняя головная боль?

Для примера рассмотрим кэшбэк (cashback)

Такой сервис предлагают как банки, так и отдельные компании. Он предполагает возврат на карту клиента денежных сумм в зависимости от количества покупок. Казалось бы, ничего сложного, но это только на первый взгляд. На данный момент закон никак не регулирует это явление и судебная практика по этому вопросу отсутствует.

Компаний, которые предоставляют такой сервис, достаточно много – это и банки, и простые коммерческие проекты. При этом, в связи с пробелами законодательства, все компании очень по-разному подходят к определению, что же это такое. Коммерческие сервисы используют очень общие формулировки, определяя сервис как сайт, а не как отдельное явление.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Из всего, что мы тут написали, можно вывести три простых правила, необходимых для корректной деятельности сервиса. Сколь бы экзотичны и новы ни были ваши услуги, следует:

  • Разработать под себя публичную оферту и правила деятельности сервиса.
  • Получить согласие на обработку ПДН пользователей.
  • Получить и хранить индивидуальное разъяснение от ФНС/Минфина о начислении и уплате НДФЛ за пользователей (в противном случае велик риск признания сервиса налоговым агентом). 

Проанализируем плюсы и минусы этих подходов

В целом четкий подход банков позволяет избежать различных вариантов толкования (в том числе со стороны налоговых органов). Из всех приведенных примеров именно QIWI, на наш взгляд, нашло самые удачные формулировки, которые вызовут минимум вопросов у налоговой и защитят интересы компании.

Если считать кэшбэк стимулирующим мероприятием, то необходимо учитывать требования закона о рекламе, который указывает, что «в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».
Предлагаем ознакомиться:  Убрали ли транспортный налог

Кто должен платить налог

Это еще один важный и до сих пор не решенный вопрос, связанный с кэшбэк. Должен ли покупатель платить налог с перечисленных в рамках сервиса средств? И если должен, то является ли сервис/банк налоговым агентом?

Ответы на такие вопросы можно получить только путем обращения к законодательству. Поэтому мы с вами на миг окунемся в увлекательный мир кодексов и пояснений государственных органов.

Обратимся сначала к Налоговому кодексу. Пункт 1 статьи 210 предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды».

Поясним, что, в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 211, к доходам, полученным в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, работы, услуги на безвозмездной основе.

Минфин в письме от 30 декабря 2014 г. № 03-04-06/68714 указал, что такие выплаты образуют для физических лиц экономическую выгоду, квалифицируемую в соответствии со статьей 41 Кодекса как доход в денежной форме. А значит, денежные средства, зачисленные на карточки участников программы лояльности банка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Но, как водится, в другом письме – от 19 апреля 2012 г. №03-04-08/0-78 – Минфин излагает противоположную позицию: «…возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц».

Аналогичный подход Минфин России высказал и в письмах от 04.05.2010 № 03-02-07/1-213, от 08.11.2011 № 03-03-06/2/169. В них указано, что «начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров, услуг.

Такие полярные мнения еще раз подтверждают, что очень важно правильно сформулировать в договоре условия предоставления кэшбэка и его правовую природу. В случае конфликта точность формулировок поможет отсечь нежелательные варианты трактовок вашего договора.

Предлагаем ознакомиться:  КАСКО от угона и полной гибели: страховой полис КАСКО от угона

Отношения между сервисом и интернет-магазинами (поставщиками услуг)

Очевидно, что во всех этих отношениях есть еще один субъект – интернет-магазин, за покупки в котором покупателю возвращаются средства.

Между сервисом и интернет-магазином логично заключить агентский договор. Для целей налогового учета из данного договора вытекает два вида расходов: кэшбэк (скидка) и агентское вознаграждение аффилиата.

Как указано в письме Минфина от 02.04.2012 № 03-04-06/6-84, затраты организации, связанные с программами лояльности и стимулированием клиентов, следует рассматривать как направленные на получение дохода и учитывать в том случае, если эта деятельность направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на удержание уже имеющихся.

Таким образом, для интернет-магазина (поставщика услуг) предоставляемую скидку целесообразно включать во внереализационные расходы на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Стоит обратить внимание, что признаваться расходы будут в том периоде, в котором была предоставлена скидка или фактически выплачена премия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Агентское вознаграждение сервиса/банка включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ. Так как агентский договор – конструкция традиционная, то проблем с этим возникнуть не должно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector