Возмещение ущерба в случае гибели авто

Кто может возместить моральный вред после дорожно-транспортного происшествия?

Самый первое, что нужно выяснить это был ли у виновника ДТП полис ОСАГО, ведь это очень важно и если у него был полис ОСАГО, то вы можете обратиться за выплатами в его страховую компанию.

Почему не в свою страховую, а в СК виновника? Ведь в законе об ОСАГО прямо сказано, что потерпевший предъявляет требования о возмещении убытков в свою страховую компанию в случае если:

  • В результате ДТП пострадали только транспортные средства;
  • ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств и у обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО.

Как видите есть только 2 основания для того что бы обратиться в свою страховую, это если в ДТП пострадали только 2 ТС и у обоих участников ДТП есть полисы ОСАГО. Во всех остальных случаях нужно обращаться в страховую виновника, а именно если у пострадавшего нет полиса ОСАГО (полис только у виновника), если участников ДТП было более двух, если кроме двух авто пострадало другое имущество, если в ДТП есть пострадавшие по здоровью или погибшие.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, то в таком случае обращаться в страховую бесполезно, даже если у потерпевшего есть полис ОСАГО, в таком случае ущерб придется взыскивать с виновника ДТП.

Приходим к выводу, что нужно прежде всего выяснить, застраховал ли виновник свою гражданскую ответственность, был ли у виновника полис ОСАГО и если он у него был, то мы имеем право обратиться в его страховую за выплатами.

Когда в результате ДТП погибли люди, то происшествие оформляется только сотрудниками полиции (п. 2.6 ПДД). У них можно узнать о наличии полиса ОСАГО у виновной стороны.

Заявление о возмещении ущерба, вместе с пакетом документов, подают в страховую компанию виновника, погибшего в аварии.

Стандартный пакет документов:

  • нотариальная копия паспорта;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • документы из ГИБДД, позволяющие идентифицировать дорожно-транспортное происшествие;
  • банковские реквизиты для выплаты возмещения.

В течение 5 рабочих дней со дня подачи документов страховщик обязан осмотреть автомобиль и назначить независимую экспертизу, по результатам которой будет выявлена реальная сумма ущерба (п. 11 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта на соответствующей требованиям станции технического обслуживания.

Между СТО и страховой должен быть заключен договор на организацию восстановительного ремонта.  При наличии письменного согласия страховщика, допускается сделать ремонт, на выбранной потерпевшим станции технического обслуживания (п. п. 15.1, 15.2, 15.3 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 4 ст. 3 Закона N 49-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного иному транспортному средству, по договорам, заключенным после 28.04.2017, осуществляется в прежнем порядке, по выбору потерпевшего (п. 15 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 4 ст. 3 Закона N 49-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, по договорам, заключенным после 28.04.2017, путем выдачи (перечисления) потерпевшему либо выгодоприобретателю страховой выплаты осуществляется в случаях (п. 16.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ):

  • полной гибели автомобиля;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
  • если потерпевший является инвалидом, имеющим транспортное средство по медицинским показаниям;
  • если стоимость восстановительного ремонта превышает размер установленного законом страхового возмещения и владелец ТС не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
  • отсутствия согласия потерпевшего на выдачу страховщиком направления на восстановительный ремонт на станцию технического обслуживания, не соответствующую установленным правилам;
  • наличия соответствующего соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Когда в результате ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а ответственность виновника ДТП не была застрахована, то он вправе обратиться в профессиональное объединение страховщиков за получением компенсационной выплаты (п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона N 40-ФЗ). Максимальная сумма компенсационной выплаты — 475 тыс. руб. (п. 2 ст. 19 Закона об ОСАГО).

Если в результате ДТП причинен вред здоровью потерпевшего и ответственность виновника ДТП была застрахована, то заявитель вправе получить выплату в размере до 475 тыс. руб. ( п. 7 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

В случае нарушения прав потерпевшего, подают иск о взыскании страховой выплаты.

Тяжелые травмы характеризуются серьезным уроном здоровью, со стойкой полной утратой трудоспособности ( п.6 приказа Минздравсоцразвития РФ № 194н от 24.04.2008). Нередко пострадавшие после этого не могут самостоятельно передвигаться или делают это с трудом. Примерами подобных случаев могут служить:

  • потеря зрения или слуха;
  • ампутация конечности или органа;
  • возникновение серьезного психического заболевания;
  • переломы черепа, ребер, позвоночника;
  • проникающие раны головы, шеи, груди, живота.

Человек может стать инвалидом, не иметь возможности полноценно трудиться. В некоторых случаях серьезные травмы могут привести к летальному исходу. Тяжелые травмы при дорожной аварии характеризуются:

  • длительным периодам лечения и реабилитации, нередко свыше 120 дней;
  • значительной степенью утраты возможности трудиться, более 30% от нормы.

Подобные повреждения приводят к проведению расследования следственными органами и последующему привлечению к уголовной ответственности. Суммы компенсации морального вреда при ДТП в таких обстоятельствах довольно значительны.

В случае гибели одного из участников ДТП требование о возмещении морального вреда предъявляют его ближайшие родственники. При этом факт родственных связей не дает право на автоматическое получение соответствующих денежных сумм. Заинтересованное лицо должно составить иск и подкрепить его надлежащей доказательной базой.

Компенсировать нравственные и моральные страдания при ДТП должно виновное в их причинении лицо. Согласно нормам ст. 1079 ГК РФ, таковым считается владелец источника повышенной опасности. Это могут быть:

  • Граждане, владеющие транспортным средством на праве собственности.
  • Компании, имеющие собственный транспорт, в случае управления им наемными работниками.

До сих пор спорным остается вопрос о возмещении морального вреда в случае, когда повреждения были причинены в период управления транспортным средством лицом, не являющегося его собственником. Например, на основании доверенности или в присутствии владельца автомобиля. Согласно п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.

Аналогичная позиция высказана в Обзоре судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2005 года (утв. Президиумом ВС РФ 01.03.2006) в отношении лиц, управляющих транспортным средством без доверенности, но в присутствии собственника. То есть, по мнению ВС РФ в подобных случаях ответственность возлагается на гражданина, непосредственно управляющего автомобилем, независимо от его принадлежности.

Что касается, возмещения вреда, причиненного в результате аварии автомобилей, находящимися в собственности фирм, даже если за рулем был наемный работник, то эта обязанность целиком возлагается на работодателя, владеющего транспортом (п.19 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1).

Взыскание морального вреда по договорам ОСАГО или КАСКО действующим законодательством не предусмотрено. По указанным контрактам страхуется риск гражданской ответственности, а причинение морального вреда к этой категории не относится (пп. «б» п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ). Со страховщика может быть взыскан моральный вред владельцем полиса, в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, например, при затягивании сроков выплат.

В данном случае, согласно требованиям ст. 1100 ГК РФ моральный ущерб в любом случае выплачивается его причинителем. Страховые компании не обязаны его возмещать при ДТП. Именно к страховщику может быть предъявлен иск о возмещении морального вреда только в случае оказания им некачественной страховой услуги.

Моральный вред при ДТП носит нематериальный характер поэтому подтвердить его документально на практике довольно сложно. Среди наиболее часто применяемых доказательств можно выделить:

  • заключение врача, документы о проведенном лечении;
  • административные протоколы сотрудников ГИБДД с места ДТП;
  • акты освидетельствования гражданина компетентными экспертами;

Указанные документы будут на руках у потерпевшего, если он получил травму и проходил лечение. В случае, если в результате ДТП гражданин не понес видимых повреждений, в качестве обоснования требований могут служить:

  • показания свидетелей;
  • аудио и видеозаписи с места происшествия.

Как для взыскания морального ущерба при ДТП в досудебном порядке, так и для его возмещения в ходе искового производства пострадавшему необходимо собрать пакет обосновывающих его притязания документов. К ним относятся:

  1. Копия протокола госавтоинспектора о ДТП.
  2. Медзаключение, в случае получения травм различной тяжести.
  3. Платежные документы, доказывающие факт прохождения лечения.
  4. Если проводилась медикосоциальная экспертиза, нужно ее заключение.
  5. Заключение комиссии об утрате или ограничении работоспособности.
  6. Свидетельство о браке, рождении детей, а также справку о наличии в семье иждивенцев.

Тотальная гибель старого автомобиля

Полная, или тотальная гибель авто, по ОСАГО констатируется после установления суммарного объема повреждений. Признание факта осуществляется в том случае, когда затраты на ремонт достигают 65-80 % (и выше) от рыночной стоимости автомобиля. Страховая компания приглашает экспертов для проведения оценки транспортного средства, предусматривающей определение стоимости непострадавших комплектующих автомобиля.

Годные остатки — уцелевшие и пригодные к дальнейшей эксплуатации элементы конструкции машины (рабочие узлы, механизмы, конструкционные детали). Согласно универсальной методике расчета, при определении стоимости остатков исходными данными являются:

  • стоимость модели авто в неповрежденном состоянии;
  • срок эксплуатации на момент повреждения;
  • объем полученных транспортом дефектов;
  • расходы по работе с запчастями (демонтаж, хранение, подготовка к продаже);
  • соотношение стоимости неповрежденных деталей к стоимости машины (в процентах).

Определив цену функциональных остатков, страховая компания рассчитывает процент общих повреждений транспорта.

Страхование КАСКО (добровольное страхование) предусматривает покрытие убытков в разных случаях гибели авто, в отличие от автогражданки, где возмещения выплачиваются пострадавшей в ДТП стороне. Каждая машина страхуется на определенную сумму, от которой и зависит величина компенсации.

Владелец транспорта вправе включить в полис все страховые случаи, приводящие к полной гибели автомобиля. Кроме аварий на дорогах, это затопление, вандализм, поджог, случайная порча имущества по собственной вине.

Если сравнивать ОСАГО и КАСКО, касающихся полной гибели автомобиля, то разница состоит в способах проведения выплат, их размере и порядке взаимодействия сторон. Страховые компании вправе устанавливать свои критерии по величине повреждений для признания тотальной гибели. Процентный показатель для фиксирования конструктивной гибели автомобиля по КАСКО варьируется в диапазоне 65-75 %.

Первый вариант. Владелец автомобиля получает страховку в полном объеме (по договору КАСКО) за вычетом износа, если отказывается от прав на владение транспортом. Машина переходит в собственность страховой компании.

Второй вариант. Клиент сохраняет права собственности на автомобиль, а размер компенсации определяется расчетным путем, исходя из суммы амортизации и стоимости годных остатков.

Каждый водитель самостоятельно определяет для себя, какой вариант является более приемлемым. Учитывается и возраст машины, и ее рабочие качества, и характер эксплуатации, и многие другие важные для страхователя характеристики.

Услуга Что получаете Цена
Помощь автоюристов при суброгации Поможем цивилизованно разрешить спор со страховой организацией. от 9 000 рублей
Тотальная гибель автомобиля — выплаты по полисам ОСАГО и КАСКО Наши специалисты оказывают эффективную помощь в разрешении спорных моментов и конфликтов со страховыми компаниями. Результатом предпринятых адвокатами действий являются справедливые выплаты при тотальной гибели автомобиля по ОСАГО или КАСКО. от 8 900 рублей
Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП Мы поможем разобраться в тонкостях условий документа и избежать излишних рисков. от 5 000 рублей
Адвокат по спорам со страховыми компаниями Вы получите детальную консультацию, изучение всех аспектов дела, заключение договора; сбор полного пакета документов, необходимых для получения компенсации, в ГИБДД и других инстанциях; проведение переговоров с представителями страховой компании; привлечение специалистов для проведения независимой экспертизы и определения реальной суммы ущерба; представление и защита интересов заказчика услуги в суде. от 5 000 рублей
Независимая экспертиза авто после ДТП Мы проведем объективную оценку стоимости автомобиля в поставарийном или восстановленном состоянии. от 5 000 рублей
Споры со страховыми компаниями по ОСАГО Вы получите детальную консультацию, изучение всех аспектов дела, заключение договора; сбор полного пакета документов, необходимых для получения компенсации, в ГИБДД и других инстанциях; проведение переговоров с представителями страховой компании; привлечение специалистов для проведения независимой экспертизы и определения реальной суммы ущерба; представление и защита интересов заказчика услуги в суде. от 10 200 рублей

По системе КАСКО страхуются только новые и относительно новые автомобили. Ни одна компания не станет оформлять полис на транспортное средство возрастом более 7 лет. Поэтому вопрос о выплате компенсации для владельцев старого авто не является актуальным в системе добровольного страхования.

По ОСАГО владелец получит компенсацию на общих основаниях — страховщик произведет расчеты рыночной стоимости (а она будет минимальной), вычтет сумму стоимости целых деталей и выдаст компенсацию. Разумеется, этой суммы не хватит ни для ремонта, ни для покупки новой машины.

Тотальная гибель кредитного автомобиля по КАСКО является крайне неприятным случаем для клиента, который производит расчеты с банком в рамках кредитного договора. Именно банковское учреждение является выгодоприобретателями в случае аварийного повреждения транспорта в невосполнимых размерах.

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Компенсационные выплаты идут в счет погашения кредитной суммы, а оставшаяся часть переводится водителю на его счет. Кредитный договор автоматически прекращает действие, и водитель лишается машины.

Предлагаем ознакомиться:  Как взыскать моральный вред? Моральный вред потребителю: взыскание морального ущерба за нарушение прав потребителей.

Может ли страховая компания выплачивать страховое возмещение по КАСКО за вычетом износа, если машину угнали или похитили? Верховный суд РФ в очередной раз подтвердил, что нет (определение 78-КГ15-46 от 26.01.2016).

В марте 2011 года К. застраховала свою машину по КАСКО в ООО «Британский Страховой Дом» от рисков ущерба и хищения. В ноябре того же года машину К. угнали, и она обратилась в страховую компанию за возмещением. Страховая компания произвела выплату, но только с учетом износа авто. К. посчитала, что это неправильно, и обратилась в суд, чтобы взыскать недоплату со страховой компании.

Приморский районный суд Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский городской суд отказали К.

Женщина подала на решения обоих судов кассационную жалобу и смогла добиться в Верховном суде их отмены.

Судебная коллегия по гражданским делам напомнила, что по статье 10 закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» при утрате или гибели застрахованного имущества страхователь / выгодоприобретатель могут отказаться от прав на него в пользу страховой компании и получить выплату в размере полной страховой суммы. Именно это сделала К., передав права на угнанную машину страховой компании.

Возмещение ущерба в случае гибели авто

В страховом полисе К. значилось, что страховое возмещение должно выплачиваться с коэффициентом 1,0, а возможность вычета из полной страховой суммы износа не предусмотрена никаким законом. Получается, что правила страхования противоречат закону.

По этим причинам пункт правил страхования про возможность выплаты с износом является недействительным по статье 16 закона «О защите прав потребителей».

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда отменено, дело отправлено на новое рассмотрение.

Напомним также, что вопрос износа был затронут Верховным судом в постановлении Пленума №20 от 27.06.2013 о добровольном страховании (п.38). Там сказано, что при полной гибели имущества страхователь имеет право на страховое возмещение в размере полной страховой суммы, если права на застрахованное имущество остаются за страховой компанией.

В тему:Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износаВ скором времени запустят Бюро страховых историй

Кот-юрист в Телеграме и ТамТаме

Деньги, полис ОСАГО и знак аварийной остановки

С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.

С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Если у погибшего виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО?

Возмещение ущерба в случае гибели авто

В такой ситуации есть 2 варианта развития событий:

  • Если у погибшего есть наследство и есть наследники которые вступят в наследственное право, а согласно статье 1175 ГК РФ, наследники отвечают по долгам наследодателя, то у потерпевшего есть все шансы взыскать ущерб с наследников виновника ДТП, если конечно они будут вступать в наследство;
  • Если у него нет наследства и ничего в собственности не было, то и обращать взыскание вам будет не на что и соответственно придется восстанавливать авто за свой счет.

Если со вторым случаем все понятно, то разберем первый и рассмотрим, как действовать если все же наследство есть.

Сперва нужно оценить причиненный вашему авто ущерб, а после этого нужно подавать исковое заявление в суд. Оценить ущерб вам поможет экспертная организация, которая проводит независимую экспертизу. Вы заключите договор с организацией, вам назначат дату проведения независимой экспертизы, вы приедете в назначенное место и ваш автомобиль осмотрят и если это необходимо разберут и снимут поврежденные части, что бы выявить все повреждения.

Эксперт запишет все повреждения в акт осмотра и сфотографирует их, после чего ваш авто соберут и вы поедете по своим делам и через неделю будет готов отчет (заключение эксперта) в котором будет указана итоговая сумма ущерба и с данным отчетом вы можете обращаться в суд, ведь размер ущерба зафиксирован.

По закону в наследство вступают в течении 6 месяцев, поэтому если у погибшего виновника ДТП все же есть наследство, то наследники смогут получить его не раньше чем через 6 месяцев после того, как оно откроется, а открывается наследство смертью наследодателя, статья 1113 ГК РФ.

Вопрос на кого подавать в суд, ведь единственный ответчик погиб и ждать пока откроется наследство придется 6 месяцев.

Подавать иск на умершего нет смысла, так как суд откажет вам в иске, так как нести ответственность умерший человек не может, ведь в связи с гибелью он утрачивает гражданскую правоспособность.

В таком случае на основании статьи пункта 3 статьи 1175 ГК РФ до принятия наследства иск может быть предъявлен к исполнителю завещания (тот кто исполняет волю завещателя и следит за наследственным имуществом, обеспечить расчеты по долгам наследодателя и другую волю наследодателя) или к наследственному имуществу.

Если нет исполнителя завещания, то иск предъявляется к наследственному имуществу.  Такой иск предъявляется в суд по месту открытия наследства.

Таким образом после предъявления иска к наследственному имуществу, суд может установить круг наследников, сделав соответствующий запрос к нотариусу у которого открывается наследство.

Следует знать, что наследники отвечают по долгам наследодателя только в части перешедшего к ним наследственного имущества, то есть они могут расплатиться с долгами наследодателя только из наследственного имущества и если его не хватило, то далее никакой ответственности наследники не несут, все в пределах размера наследства.

Если в наследство никто не вступил, то такое имущество считается выморочным и оно переходит в собственность государства, муниципального образования. В такой ситуации к государству или муниципальному образованию переходят права наследника и если произошла подобная ситуация, то иск необходимо предъявлять к государству или муниципалитету к которому перешло выморочное имущество.

Этот исход событий самый печальный, так как в таком случае ничего поделать нельзя, так как в случае когда отсутствует наследственное имущество у должника то его обязательства в связи с возмещением ущерба прекращаются в связи с невозможностью исполнения, так как сам ответчик умер и у него нет наследства на которое можно обратить взыскание, часть 1 статьи 416 ГК РФ, так как ни одна из сторон не отвечает за сложившиеся обстоятельства и привлекать в таком случае вообще некого.

Выводы из статьи!

Вот мы с вами и разобрались, что делать если виновник ДТП погиб.

Как мы определились если у него есть полис ОСАГО, то нам остается получить его номер и серию и что бы эта информация была указана в справке о ДТП и тогда мы сможем рассчитывать на возмещение ущерба от страховой и это самый идеальный вариант, особенно если ущерб укладывается в 400000 рублей.

А вот если у виновника нет полиса ОСАГО, то тогда придется взыскивать ущерб непосредственно с виновника, а так как он погиб, то предъявить иск к нему мы не сможем, нам остается узнать размер ущерба и после этого обратиться в суд в иском к наследственному имуществу, то есть предъявляем иск по месту открытия наследства, а уже в суде будем устанавливать круг наследников и само наследство. В таком случае у вас есть шансы получить возмещение из наследственного имущества.

Но самая непростая ситуация, это когда у погибшего виновника нет ни полиса, ни наследства, вот тогда вообще бесполезно что то делать и взыскать ничего не удастся.

Надеюсь статья была вам полезна и я помог вам разобраться в проблеме.

Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

Об авторе:

Москвитин Александр. Практикующий адвокат Центра Правовой Помощи ‘Лидер’. Основная специализация это гражданские споры, преимущественно земельное право, споры в сфере недвижимости. Автор более 100 статей на портале. Общий юридический стаж более 15 лет. Готов выиграть даже самые сложные дела. В 2001 году стал выпускником Финуниверситет – Финансовый университет при Правительстве РФ.

Правила выплаты компенсаций по ОСАГО

Если причастная к аварии сторона имела на руках полис ОСАГО, то выплату потерпевшему должны быть произведены на общих основаниях.

Кроме того, при смерти виновника ДТП определенная выплата полагается и его родственникам. О них может подсказать юрист в ходе своей консультации.

В любом случае, если погибший водитель был вписан в полис ОСАГО, пострадавшей стороне следует обращаться в страховую компанию виновника. И это касается не только вреда здоровью, но и ущерба автомобилю.

Адвокат, опыт работы более 1о лет.

Задайте вопрос

Нужно также помнить, что если страховая компания оплатила вред, причиненной погибшей в стороне ДТП, то она вправе взыскать соответствующие выплаты с родственников покойного, которые вступили в права наследства. Ведь в рамках него к правопреемникам переходят и все долговые обязательства.

Представим себе такую ситуацию: необходимо возмещение ущерба при ДТП, виновник погиб или умер. Возможно ли в этом случае добиться и компенсации морального вреда? Ведь он при каждом ДТП является составной частью полученных потерь.

Поскольку моральный ущерб в любом случае не охватывается страховкой, то иск о его взыскании также следует адресовать наследникам умершего. При этом не существует никаких правил определения суммы морального вреда.

Истец его определяет самостоятельно с учетом степени страданий, которые он понес. Однако в любом случае суд в размер возмещения вправе внести свои коррективы.

Возместить моральный ущерб при ДТП можно сразу через виновное лицо, либо путем подачи искового заявления в судебный орган. Сначала необходимо обратиться с требованием о выплате соответствующей компенсации непосредственно к виновнику аварии. Для этого в его адрес направляется заявление, в котором указывается:

  • подробное описание ДТП;
  • описание морального вреда, причиненного в результате происшествия;
  • требуемая сумма возмещения;
  • список документов, прилагаемых в качестве доказательства к заявлению.

Передать документы можно лично, либо отправив заказным письмом с уведомлением о вручении. Если ответчик не оспаривает факта причинения вреда, а также размер моральной компенсации с ним заключается письменное соглашение о возмещении. После этого, в оговоренные сроки он перечисляет полагающуюся сумму.

Как правило, подобный вариант получения компенсации редко заканчивается успешным исходом, поэтому в большинстве случаев моральный вред при ДТП возмещается через суд. В этом случае последовательность действий, следующая:

  • составить письменный иск;
  • сбор письменных доказательств причинения морального вреда при аварии, включая расчет его размера;
  • оплатить госпошлину за рассмотрение иска;
  • передать исковое заявление вместе с остальными документами в суд;
  • дождаться судебного решения;
  • если решение будет положительным, оно вступит в силу в течение месяца, отведенного на подачу апелляции после вынесения.

Предъявлена судом к возмещению сумма подлежит выплате ответчиком. В случае его отказа от исполнения в течение 3 месяцев с момента вынесения решения, документы о взыскании передаются в службу судебных приставов.

В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на случаи защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ. Таким образом, на требования о возмещении морального вреда при ДТП исковая давность не распространяется и подобные иски, при наличии соответствующих доказательств могут быть предъявлены в течение неограниченного времени после правонарушения (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10).

В течение пяти дней после ДТП владелец транспорта отправляет страховой компании заявление о факте аварии. Страховщик обязан в течение 20 рабочих дней перечислить сумму возмещения на ремонт либо написать ответ, где содержится обоснование об отказе в выплатах.

Если в течение двадцатидневного срока страховая компания не предпримет вышеуказанных действий, связанных с установлением конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО, у нее возникают обязательства по выплате пени (1 % от суммы страховки за каждый день, но не выше страховой премии по договору) владельцу автомобиля.

авто-юрист

В соответствии с общими правилами, определяющими порядок выплаты страховой компенсации в случае полной гибели транспорта, сумма возмещения должна быть равна рыночной стоимости автомобиля за вычетом годных остатков на момент наступления страхового события. Никаких дополнительных удержаний законом не предусмотрено.

После установления конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО страховщик обязан выплатить возмещение в размере стоимости транспорта на дату ДТП, но в пределах максимальной суммы, установленной законодательством (в 2018 году — 400 тысяч рублей). Договор страхования теряет свою силу после установления факта тотальной гибели транспортного средства.

Предлагаем ознакомиться:  Расчет отпуска и отпускных при неполном рабочем дне

Возмещение разницы между стоимостью на восстановление автомобиля и выплаченной страховой компенсацией будет осуществлять лицо, виновное в случившемся ДТП. Если страховая компания заплатила 400 тысяч рублей (максимум), а стоимость ремонта 600 тысяч, пострадавшая сторона вправе требовать 200 тысяч на ремонтные работы.

Федеральный закон № 40-ФЗ об ОСАГО в редакции 2018 года повышает степень ответственности виновников аварий на дороге. Если лицо, виновное в ДТП, не выплачивает недостающую для восстановительного ремонта сумму пострадавшей стороне добровольно, вопрос решается в суде.

В стандартный набор необходимых для обращения в страховую компанию документов включаются:

  • заявление;
  • страховой полис;
  • общегражданский паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • документы на регистрацию автомобиля;
  • справки установленной формы из ГИБДД;
  • счет на эвакуацию (КАСКО).

При отсутствии правоустанавливающих документов страховая компания имеет право отложить рассмотрение дела до момента предъявления недостающих бумаг.

После дорожно-транспортного происшествия страхователь совершает следующие действия:

  • звонит в страховую компанию;
  • вызывает представителя ГИБДД;
  • собирает документы, составляет заявление;
  • подписывает акт оценки (или не соглашается с ним).

При несогласии с решением страховщика водитель обращается в суд по месту регистрации офиса страховой компании. Для получения компенсации по ОСАГО срок подачи документов — 5 дней с момента ДТП, выплаты осуществляются в течение 20 дней. Срок обращений к страховщику по КАСКО у каждой компании свой (3-14 дней), так же, как и срок выплат (в среднем — 45-60 дней).

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Верховный суд разъяснил порядок выплаты страхового вознаграждения при гибели автомобиля — юридические советы

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

Нормативная база

В ст. 12 ГК РФ взыскание морального вреда относится к одному из видов защиты гражданских прав. Также взыскание компенсации нервных переживаний, причиненных в результате автомобильной аварии предусмотрено Постановлением ВС РФ от 26.01.2010 года № 1. С точки зрения законодательства моральный ущерб при ДТП обладает следующими характеристиками:

  • Всегда оценивается и выплачивается в денежном выражении (ст. 1101 ГК РФ).
  • В случае возникновения ущерба в ходе эксплуатации транспортного средства возмещение производится независимо от наличия вины его владельца (ст. 1100 ГК РФ).
  • Обязанность компенсировать причиненный в ходе использования потенциально опасного объекта (в том числе автомобиля) вред, возлагается на юридических и физических лиц, использующих их в своей деятельности.
  • Если владельцы транспортного средства докажут, что повреждения имущества и здоровья, ставших причиной нравственных страданий возникли в результате обстоятельств непреодолимой силы, то обязанности по выплате компенсации морального вреда при ДТП не возникает (ст. 1079 ГК РФ).
  • При выявлении вины пострадавшего в произошедшей аварии, сумма возмещения морального вреда при дорожно-транспортном происшествии может быть снижена, либо причинившее повреждение лицо полностью освобождается от его выплаты (ст.1083 ГК РФ).
  • В случае ДТП, повлекшего смерть кормильца, отказ в компенсации морального вреда недопустим, независимо от наличия его вины в произошедшем (ст. 1083 ГК РФ).

При расчете суммы, подлежащей компенсации в обязательном порядке должно соблюдаться требование справедливости и разумности. При этом учитывается тяжесть причиненных повреждений, длительность утраты возможности трудиться, финансовое состояние причинившего ущерб и его вины. Даже нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения не может быть препятствием для подачи им иска о компенсации, причиненных ему в результате аварии нравственных страданий.

Моральный вред при травмах легкой тяжести

Верховный суд разъяснил порядок выплаты страхового вознаграждения при гибели автомобиля — юридические советы

Под легкими травмами законодательство подразумевает незначительное ухудшение состояния здоровья без утраты или с краткосрочным периодом потери возможности работать (ст. 12.24 КоАП РФ). Для отнесения к подобной категории повреждений оно должно соответствовать следующим критериям:

  • период больничного не должен превышать 3 недель;
  • способность к труду может быть утрачена на время от 1 до 20 дней, либо ее общее стойкое снижение не должно превышать 10%.

Небольшие синяки, ссадины, порезы или царапины не рассматриваются как легкие травмы, однако могут быть основанием для обращения за взысканием морального ущерба при ДТП. Конкретной суммы, которую придется выплатить в подобных случаях, нигде не установлено. На практике, она составляет от 5 000 до 40 000 руб.

При определении размера компенсации судебные органы будут учитывать только фактические, доказанные обстоятельства происшествия.

Получить значительные суммы при легкой травме довольно сложно, в связи с этим, часто потерпевшие даже не пытаются этого сделать.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  • больничный длительностью от 21 до 120 суток;
  • утрата возможности трудиться не более чем на треть от нормы.

В результате, в категорию травм средней тяжести при ДТП попадают повреждения, причиняющие длительный, но не смертельный урон здоровью с существенным последующим ограничением трудоспособности. В подобных ситуациях размер возможной моральной компенсации также не урегулирован законодательством, но на практике, он редко превышает 70 000 руб.

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

В случае гибели авто страховая компания всегда стремится уменьшить сумму собственных расходов. Впрочем, страховщики так действуют всегда, и этот факт не требует комментариев. Именно поэтому в большинстве случаев экспертную оценку проводят партнерские фирмы, которые манипулируют стоимостными показателями.

Независимые эксперты (партнеры) успешно изменяют и корректируют расчетные суммы в спорных случаях.

Первый вариант — ремонт вполне возможен, но существует шанс «дотянуть» оценку до показателя тотальной гибели.

Подобные факты особенно часто фиксируются при оценке дорогостоящих иномарок, когда страховщик расчетным путем определяет, что ремонт стоит дороже самого автомобиля. При этом восстановлению подлежат только некоторые части кузова и отдельные механизмы. Бывает, что конструктивная гибель автомобиля по КАСКО фиксируется в тех случаях, когда машина остается на ходу.

Второй вариант — манипуляция с рыночными ценами автомобилей на момент ДТП. Страховые компании делают упор на сильную степень износа механизмов и комплектующих — рулевой колонки, колес, комплектующих ходовой части. Если владелец отказывается от прав собственности на автомобиль под давлением страховщика, последний получает в распоряжение дорогостоящие запчасти и механизмы, которые выгодно используются в ремонтных работах.

Именно поэтому юристы настоятельно рекомендуют обращаться к помощи специалистов для проведения по-настоящему независимых расчетов и только потом сообщать о наступлении страхового события своей компании. Если есть серьезные расхождения в оценке, ваши эксперты предъявляют заключение страховщику, и эти действия почти всегда сопровождаются положительными изменениями для страхователя. В противном случае, если эксперты от страховщика откажутся принять к сведению заключение юристов, споры рассматриваются в судебном порядке.

Как определить сумму взыскания морального вреда?

До начала расчета суммы морального вреда при ДТП следует собрать весь пакет документов, доказывающих его причинение. Для вычисления размера необходимо учитывать следующие моменты:

  • Определять размер иных материальных требований к ответчику. В частности, если сумма прочих исков составляет 50 000 руб., предъявлять для компенсации моральных страданий 200 000 руб. не имеет смысла. Чем серьезнее полученная травма, тем большую сумму может запросить истец.
  • Размер компенсаций определяется глубиной страданий, испытываемых конкретным потерпевшим (боль, тошнота, зуд, стресс).

Верховный суд разъяснил порядок выплаты страхового вознаграждения при гибели автомобиля — юридические советы

К сожалению четких формул и алгоритмов расчета морального вреда при ДТП нет и в каждом случае пострадавшему необходимо самостоятельно обосновывать сумму иска с учетом всех обстоятельств произошедшего события и тяжести его последствий.

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано.

Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство.

И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2018 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

Итак, действующий на 2018 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

Верховный суд разъяснил порядок выплаты страхового вознаграждения при гибели автомобиля — юридические советы

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

Верховный суд разъяснил порядок выплаты страхового вознаграждения при гибели автомобиля — юридические советы

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Предлагаем ознакомиться:  Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (с изменениями и дополнениями)

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО.

В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом.

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные.

То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Ещё одно аналогичное решение суда. Есть пример и удовлетворённого иска.

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Чем поможет юрист

Наши специалисты оказывают эффективную помощь в разрешении спорных моментов и конфликтов со страховыми компаниями. Результатом предпринятых адвокатами действий являются справедливые выплаты при тотальной гибели автомобиля по ОСАГО или КАСКО. Наибольшее число обманов фиксируется при добровольном страховании, чем и объясняется внушительное количество судебных дел в этой области.

Авторитетные юристы составят заявление, выполнят независимую экспертизу оценки ущерба, проведут переговоры с представителями страховой компании. Если вопросы не удастся урегулировать в досудебном порядке, мы представляем интересы клиента в зале судебных заседаний.

Почему именно мы?

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Узкопрофильные специалисты

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Не даем пустых обещаний

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

В 90 % случаев мы отстаиваем интересы водителей оперативно и без участия суда. Если вам потребуется консультация, частичные или комплексные услуги узкопрофильных специалистов в области юриспруденции обращайтесь — к нам по телефону или через форму обратной связи на сайте.

У многих возникает вопрос, если виновник ДТП погибает, кто возмещает материальный ущерб? Чтобы ответить на него, юрист предварительно изучит все обстоятельства ДТП, а также документы по страховке (если таковые имеются).

После чего последуют рекомендации о том, как действовать дальше. Если в этом возникнет такая необходимость, то специалист поможет составить обращение или обоснованную претензию к страховой компании.

В случае с отсутствием страховки юрист подготовит пакет исковых материалов к наследникам виновника ДТП и проведёт сопровождение дела в суде. Далее, если понадобится, последует работа с судебными приставами.

Еще раз подчеркнем, что компенсация ущерба при гибели виновника ДТП имеет свои сложности.

Начать преодолевать их поможет квалифицированная юридическая консультация. Ее можно получить в офисе или заказать обратный телефонный звонок. Но чтобы ответ юриста стал максимально полезным, то свою проблему желательно обрисовать заранее в режиме онлайн.

Составление иска

При взыскании морального ущерба при ДТП через суд необходимо составить исковое заявление. Оно подается:

  1. Мировому судье – при подаче иска о возмещении морального вреда вместе с иными имущественными требованиями на сумму не более 50 000 руб..
  2. В районный суд – во всех прочих случаях.

В исковом требовании в обязательном порядке указывается:

  • название судебного органа, в который подается заявление;
  • идентификационная информация о подающем иск гражданине;
  • идентификационная информация об ответчике;
  • суть претензий к ответчику, перечень нарушенных прав, а также описание обстоятельств при которых это произошло;
  • указание на конкретный размер моральной компенсации, уплаты которой требует истец;
  • список документальных доказательств, прикладываемых к иску.

На заявлении обязательно ставится дата составления и подпись истца, либо его законного представителя.

Почему именно мы?

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Узкопрофильные специалисты

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Не даем пустых обещаний

Возмещение ущерба в случае гибели авто

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Процесс суда

Рассмотрение дел о возмещении морального вреда при ДТП регулируется нормами ГПК РФ и не отличается от процедуры по иным гражданским делам. Судебный процесс по возмещению морального ущерба включает в себя следующие этапы:

  • После подачи искового заявления судья выносит решение о его принятии к рассмотрению и в течение месяца со дня получении иска назначает предварительное заседание, об этом все участники извещаются повестками.
  • В ходе предварительного заседания судья предлагает сторонам прийти к мировому соглашению, задает уточняющие вопросы и назначает дату основных слушаний, как правило еще через месяц. Всем участникам также направляются повестки о явке.
  • В ходе основных слушаний участникам задаются уточняющие вопросы, вызываются свидетели, запрашиваются дополнительные доказательства, выслушиваются доводы истца и ответчика. Нередко, основные слушания проходят в несколько заседаний.
  • После того, как судья будет готов принять решение он объявляет об этом.
  • В течение 5 дней после завершения последнего заседания (п. 2 ст. 199 ГПК) суд оформляет письменное мотивированное решение по делу.
  • После этого у ответчика есть месяц на его обжалование.
  • По истечении месяца с момента оформления решения оно вступает в законную силу.
  • После вступления решения в силу подается заявление на выдачу исполнительного листа.
  • Если ответчик отказывается выплачивать присужденную сумму за причиненный моральный вред при ДТП, исполнительный документ может быть направлен выигравшей стороной судебным приставам.

Обзор судебной практики ВС РФ по ОСАГО

Практика исков связанных с компенсацией морального вреда при ДТП на текущий момент еще окончательно не сформировалась. Количество исков подобного рода постепенно растет, что говорит об увеличении правовой грамотности населения. Однозначно можно говорить о том, что если в результате ДТП произошла гибель потерпевшего, получение его родственниками моральной компенсации практически гарантировано.

Так в 2016 году в Промышленном районном суде города Самары рассматривался иск гражданки К к ответчику Д, который по неосторожности совершил наезд на нее, когда она шла по тротуару. В результате гражданка К получила телесные повреждения средней тяжести. При этом потерпевшая помимо компенсации расходов на лечение потребовала компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб.

Отсутствие доказательств причинения морального вреда, тем более без повреждения здоровья может стать причиной отказа в возмещении. Так по делу № 2-2016/2012 в Октябрьском суде города Архангельска истцу не удалось добиться компенсации. В рассматриваемом случае истец не только не представил обоснование запрашиваемой им суммы возмещения, но и не явился на судебное заседание, что стало дополнительным поводом для принятия решения не в его пользу.

Также одним из оснований существенного снижения размера компенсации за моральный вред при ДТП может стать нарушение потерпевшим правил дорожного движения. Именно это произошло в Хакасии, когда истица И подала в суд на ответчика К, который врезался в автомобиль потерпевшей, в результате чего погиб ее супруг, находящийся за рулем.

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автор статьи: Рокотов Леонид недавно публиковал (посмотреть все)

Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации

22 июня 2016 г.

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СТРАХОВАНИЕМ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Юридическая консультация онлайн

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение вопросов, поступивших из судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также обобщение отдельных материалов судебной практики, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Федеральным законом от 25 апреля 2002 г.

N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, на владельцев этих транспортных средств, каковыми признаются их собственники, а также лица, владеющие транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления и тому подобное), с 1 июля 2003 г.

При этом на территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, в отношении указанных транспортных средств не проводится государственная регистрация (пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г.

Страхование риска гражданской ответственности является видом имущественного страхования и предоставляет защиту в связи со случаями наступления гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Следует учитывать, что по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор ОСАГО) страхованию подлежит только гражданско-правовая ответственность. Цель гражданско-правовой ответственности — возмещение причиненного ущерба.

Страхование ответственности обеспечивает возмещение не собственных убытков страхователя, а убытков вследствие причинения им вреда имущественным интересам третьих лиц, а также их жизни и здоровью.

Страхование ответственности обеспечивает компенсацию причиненного страхователем вреда в пределах страховой суммы.

Размер вреда, превышающий страховую сумму, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, возмещается потерпевшему самим причинителем вреда добровольно или в судебном порядке на основании решения суда.

Юридическая консультация онлайн

Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами в основном рассматривались дела по искам потерпевших в дорожно-транспортном происшествии к страховщикам о взыскании страховой выплаты; об оспаривании размера выплаченной страховой суммы; о взыскании финансовой санкции за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате;

Указанные дела разрешаются судами в порядке искового производства.

— Конституцией Российской Федерации;

— Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ);

— Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», вступившим в силу с 12 января 1993 г. (далее — Закон об организации страхового дела);

— Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступившим в силу с 7 мая 2002 г. (далее — Закон об ОСАГО);

— Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», вступившим в силу с 9 апреля 2002 г. (далее — Закон о защите прав потребителей);

Возмещение ущерба в случае гибели авто

— Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», вступившим в силу с 26 декабря 1995 г.;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», вступившим в силу с 23 октября 1993 г.;

— Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 431-П, вступившими в силу с 10 октября 2015 г. (далее — Правила страхования);

— Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 432-П, вступившим в силу с 17 октября 2014 г. (далее — Единая методика);

— Правилами проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденными положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 433-П, вступившим в силу с 17 октября 2014 г.;

— другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и ведомств, принятыми во исполнение указанных выше законов.

Также суды руководствовались разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Верховным Судом Российской Федерации, на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 2, 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», выработаны следующие правовые позиции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector