Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Если полиса нет в общей базе

Проще всего это объяснить на примере.

Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.

Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.

При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.

От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.

От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.

За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.

Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:

  1. Виновный все равно должен компенсировать ущерб. Он может сделать это добровольно. А если не согласен — ущерб придется взыскивать через суд.
  2. Оформить дополнительный страховой полис, например, если автомобиль участвует в соревнованиях.

Избранные статьи для автомобилистов

Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:

  1. Заявление о заключении договора обязательного страхования. Бланк заявления заполняет страховая компания.
  2. Если транспортное средство еще не зарегистрировано в ГИБДД — документ о праве собственности на транспортное средство. Это может быть договор купли-продажи, дарения или свидетельство о праве на наследство. Если страхователь не собственник автомобиля — потребуется предъявить документ, который подтверждает право владения, например договор аренды.
  3. Если владелец — физическое лицо, потребуется паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Если владелец — юридическое лицо, потребуется выписка из ЕГРЮЛ, а также документ, который подтверждает полномочия, например, доверенность от гендиректора.
  4. Регистрационный документ, который выдает орган, регистрирующий автомобиль, — например, ПТС или СТС. Если страховка оформляется на снегоход, трактор, экскаватор или любой другой транспорт, отнесенный к категории самоходных машин, ни ПТС, ни СТС у них нет, и ГИБДД их учетом не занимается. Для них нужно свидетельство о регистрации, которые выдает Гостехнадзор. А для водителей таких машин вместо прав нужно будет предъявить удостоверение на право управления такой машиной.
  5. Водительское удостоверение. У водителей самоходных машин его нет — у них попросят удостоверение тракториста-машиниста. Для того чтобы вписать в полис дополнительных лиц, можно предоставить копии таких удостоверений.
  6. Диагностическая карта. Для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин потребуется свидетельство, что они прошли технический осмотр.

Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.

Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.

Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.

Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту нужно до того, как будете оформлять полис ОСАГО
Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту нужно до того, как будете оформлять полис ОСАГО

Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.

Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.

Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.

Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:

  1. Искать страховую в интернете — не самый надежный способ. В интернете много сомнительных посредников. Кто-то из них действительно сотрудничает со страховой, а кто-то продает подделки. Если ищете страховку в интернете — обязательно проверьте компанию по официальному списку Российского союза автостраховщиков.
  2. Не покупайте бумажные полисы у сомнительных посредников. Проверьте на сайте страховой компании, есть ли у нее офис по адресу, где вы будете его покупать.
  3. Проверьте купленный полис по базе данных РСА. Вам нужно будет ввести вин-номер вашего автомобиля или регистрационный знак. Если полис настоящий — вы увидите отчет, где будет указан номер полиса и название компании.
  4. При проверке полиса в базе данных РСА обязательно посмотрите статус полиса. Если видите статус «находится у страхователя» — все в порядке. Если у полиса статус «находится у страховщика» — это значит, что посредник начал оформление полиса, но не перевел деньги в страховую компанию. В такой ситуации нужно связаться со страховой и сообщить им об этом.
  5. Условия страхования гражданской ответственности устанавливает государство. Если видите слишком дешевый полис или условия страхования с оговорками — перед вами, вероятнее всего, подделка.
Пример объявления о продаже поддельных полисов. ОСАГО на любую машину стоит 2000{amp}amp;nbsp;рублей, но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет
Пример объявления о продаже поддельных полисов. ОСАГО на любую машину стоит 2000 рублей, но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет

А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.

Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.

Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

  • заявление, содержащее исковые требования;
  • результаты независимой экспертизы;
  • протокол ДТП, а также соответствующее постановление;
  • документ, включающий информацию относительно суммы ущерба и порядке ее исчисления.

Обратите внимание! Чтобы заявление было принято к рассмотрению, истец обязан оплатить государственную пошлину. Квитанция об ее оплате прикладывается к общему пакету документов. Реквизиты счет можно узнать на официальном сайте суда.

В случае удовлетворения иска, все расходы, понесенные истцом перед обращением в суд, также как и требование о компенсации ущерба, подлежат возмещению. За этапом судебного разбирательства следует исполнение решения. Обеспечение исполнения решения надлежащим образом относится к компетенции судебных приставов, именно туда и следует доставить постановление после его вступления в законную силу.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Компенсация ущерба взыскивается судебными приставами в соответствии с нормами законодательства.

Правила оформления е-ОСАГО

Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.

Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.

Так выглядит форма для заполнения заявки на сайте Тинькофф-страхования
Так выглядит форма для заполнения заявки на сайте Тинькофф-страхования

Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.

Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Компенсации каких расходов можно требовать при ДТП с виновной стороны

Обратите внимание! При истребовании компенсации денег, потраченных на устранение повреждений, не следует рассчитывать на возмещение ремонтных работ в полном объеме, поскольку в ситуациях подобного рода имеет значение такая категория, как износ ТС. Виновник ДТП обязан оплатить только те повреждения, которые появились во время/в результате столкновения, а не ремонт автомобиля в целом. Улучшение качества ТС за счет другого лица, даже если это лицо является нарушителем, не допускается.

Лицо, пострадавшее после аварии, имеет право требовать покрытия:

  • растрат с учетом износа автодеталей;
  • финансовых ресурсов, потраченных на оплату восстановительного ремонта;
  • расходов, произведенных в связи с транспортировкой машины на станцию техобслуживания после ДТП и ее хранением;
  • нравственных переживаний;
  • денег, потраченных на восстановление здоровья или на погребение, если имело место ДТП с пострадавшими;
  • товарной стоимости ТС, утраченной в результате аварии. Данное возмещение происходит, если можно точно рассчитать утраченную стоимость;
  • заработной платы, неполученной вследствие временной утраты пострадавшим лицом трудоспособности;
  • средств, потраченных на прохождение пострадавшим лицом курса реабилитации;
  • дополнительных расходов, в частности на почтовые переводы, консультацию автоюриста, услуги независимого эксперта и прочие выплаты. Вместе с этим в случае удовлетворения судом исковых требований, ответчик обязан возместить средства, потраченные на оплату госпошлины и услуг автоюриста, составившего исковое заявление;
  • расходов, понесенных в связи с утратой кормильца.

Расходы, понесенные при ДТП, могут взыскиваться как в принудительном порядке, к примеру, через суд, так и в добровольном. Второй вариант решения проблемы менее хлопотный, однако, достичь мирного соглашения без привлечения третьих лиц не всегда выходит. Особенно если речь идет о крупных материальных потерях, требующих возмещения.

Перед тем как обратиться к виновнику с предложением компенсировать убытки мирным путем, следует основательно подготовиться:

  1. получить в ГИБДД копию протокола ДТП;
  2. заказать проведение независимой экспертизы;
  3. получить в страховой компании справку, подтверждающую тот факт, что размер ущерба превышает страховую сумму, предусмотренную договором.

Важно! О дате и времени проведения независимой экспертизы виновника аварии следует известить заблаговременно. Если исследование проводится в том же населенном пункте, где проживает нарушитель,

уведомление

 необходимо отправить за три дня, если в другом – за шесть дней.

После сбора необходимых документов можно переходить к составлению претензионного заявления. Претензия должна содержать следующие данные:

  • личные данные виновной и пострадавшей стороны, реквизиты паспорта, адреса, контрактные данные;
  • сведения об обстоятельствах и причине ДТП как те, что зафиксированы в протоколе ГИБДД, так и установленные в результате проведения независимой экспертизы;
  • данные о ТС, поврежденном во время аварии;
  • результат независимого исследования;
  • размер убытков, включая дополнительные расходы на услуги эксперта;
  • размер страховой суммы, предусмотренной договором;
  • сумма ущерба, не покрытая страховкой (разница);
  • требования пострадавшей стороны.

Основные условия обязательного страхования такие:

  1. Полис ОСАГО оформляется на год.
  2. Полис ОСАГО может выдаваться как в бумажном, так и в электронном варианте. Оба полиса равнозначны — оштрафовать, если нет бумажного полиса, а есть электронный, нельзя.
  3. Нужно указать личные данные владельца и страхователя. А если они изменятся — сообщить об этом.
  4. В полис можно вписать любое количество лиц, которые могут управлять автомобилем. Или оформить полис вообще без ограничений количества водителей.
  5. Полис ОСАГО можно оформить до регистрации автомобиля в ГИБДД. В этом случае представитель страховой компании не заполняет данные о государственном регистрационном знаке. Но после регистрации в ГИБДД нужно будет обратиться в страховую еще раз — они дополнят данные об автомобиле.
  6. Можно выбрать любую страховую компанию, которая специализируется в данной области. Она не может отказаться оформлять полис.
  7. Страхователь несет ответственность за информацию, которую он предоставляет страховщику.
  8. В некоторых случаях понадобится действующая диагностическая карта — она выдается после того, как автомобиль прошел технический осмотр.

Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.

Так выглядит лицензия. Если вы страхуете автомобиль в офисе — ее копия должна быть у сотрудников офиса. Если страхуете в интернете — такая лицензия размещается на сайте страховой компании
Так выглядит лицензия. Если вы страхуете автомобиль в офисе — ее копия должна быть у сотрудников офиса. Если страхуете в интернете — такая лицензия размещается на сайте страховой компании

Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.

Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:

  • в ДТП пострадали только транспортные средства, которые перечислены в подп. «б» п. 1 «а» статьи 14.1 закона об ОСАГО;
  • при ДТП столкнулись два и более транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.

Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.

С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.

Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. В части возмещения вреда, который причинен жизни или здоровью каждого потерпевшего — 500 000 Р.
  2. В части возмещения вреда, который причинен имуществу каждого потерпевшего — 400 000 Р.

Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.

Как и когда оформлять ОСАГО

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.

Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.

Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.

В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые по страховым случаям возможна выплата
В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые по страховым случаям возможна выплата

Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.

Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.

Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

В ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года установлен максимальный лимит выплат. Так, компенсация вреда имуществу не может превышать 400000 руб. Если был нанесен вред здоровью человека, размер выплаты возрастает до 500000 руб. Однако компенсация покрывает ущерб не всегда. В результате гражданину приходится самостоятельно оплачивать приобретение и установку новых агрегатов. Поэтому размер реального ущерба представляет собой сумму фактически затраченных средств и выплату страховой компании.

Внимание

Получившуюся разницу можно взыскать с виновника происшествия. Процедура возмещения ущерба с виновника ДТП в 2020 году выполняется в судебном порядке. Чтобы выиграть дело, нужно предоставить справку от страховщиков выделивших средства на ремонт. Дополнительно потребуются документы из сервисного центра, фиксирующие реальную стоимость полного восстановления автомобиля. На основании представленных документов будет принято решение. Если оно положительное, виновника происшествия обяжут выплатить недостающую сумму.

Если машина в аренде, продается или покупается

На практике за рулём автомобиля может находиться не его собственник. Законом допускается подобное, если хозяин автомобиля внёс гражданина в полис ОСАГО, или машина была передана на основании договора долгосрочной аренды лизинга. В этой ситуации ответственность по возмещению ущерба ложится на виновника происшествия.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Как возместить реальный ущерб после ДТП, способы реализации процедуры

Существует несколько способов добиться возмещения ущерба:

  • попробовать договориться с виновником аварии о добровольном покрытии убытков;
  • предъявить претензию в письменной форме;
  • обратиться в суд, подав соответствующее заявление. К последнему способу прибегают в крайнем случае, когда договориться мирным путем не получилось. Хотя, как показывает судебная практика, случаи обращения в суд с пропуском претензионного этапа и этапа мирных переговоров также имеют место. Относительно обращения в судебные органы законодатель не установил никаких ограничений.

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2020 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.

Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для{amp}amp;nbsp;заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу
Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу

ДТП по европротоколу можно оформить в следующих случаях:

  1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
  2. Авария произошла на территории РФ.
  3. Нет пострадавших в ДТП и погибших людей.
  4. Не пострадали личные вещи пассажиров и дорожные сооружения — например, знаки, ограждения.
  5. Стоимость ремонта пострадавшего автомобиля не превысит 400 тысяч рублей.
  6. У всех участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО. А если один из участников иностранец — у него должен быть полис страхования «Зеленая карта».

Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Мы считаем, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера, подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.

  • Дело в том, что расчет выплаты или произведенный ремонт могли быть завышены изначально или, например, судебная экспертиза укажет на ненадобность замены некоторых частей транспортного средства и были ли они заменены потерпевшим вообще.

В частности, Конституционный Суд РФ указал, что размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела будет с очевидностью следовать, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений подобного имущества.

Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Компенсация ущерба с виновника аварии с учетом износа или без учета износа

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

В новой редакции ФЗ №40 об ОСАГО говорится, что компенсация не будет предоставляться наличными. Деньги можно направить на проведение ремонта. Цена устанавливается в зависимости от степени износа поврежденных компонентов. Размер выплаты не может быть больше 400000 руб. Чем старше машина, тем меньшее количество денежных средств предоставит страховщик.

Однако выполнить реальный ремонт на предоставленную сумму практически невозможно. Поэтому лицо вынуждено производить оплату из личных средств. Недостающую сумму можно взыскать с виновника происшествия. Процедура выполняется после того, как ремонт будет осуществлен. Часть средств придётся оплатить самостоятельно.

Как сэкономить на ОСАГО

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:

  1. Водите аккуратно и не попадайте в ДТП. Безаварийное вождение на протяжении долгого времени может дать скидку до 50% на стоимость страховки.
  2. Не вписывайте в страховой полис тех водителей, которые не будут управлять автомобилем. Если в полис вписано несколько водителей — КБМ будет зависеть от того, у кого он самый высокий, как и коэффициент по стажу вождения.
  3. Соблюдайте все условия заключенного договора ОСАГО. Сообщайте страховщику только достоверные данные. Если наступит страховой случай, не пытайтесь исказить обстоятельства произошедшего. И ни в коем случае не пытайтесь провоцировать ДТП, чтобы получить выплату. Такие действия считаются грубым нарушением правил страхования. В таких случаях страхователю дополнительно начисляют повышающий коэффициент, а полис для него автоматически становится дороже.
  4. Не стесняйтесь просить скидку, если приобретаете полисы каско и ОСАГО в одной компании. Не исключено, что страховщик может пойти на уступки и снизить цену.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Не ремонтируйте автомобиль

Если вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, сняли с себя все риски по выплате в случае ДТП, то это не так.

Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком;
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

Однако приоритетным сегодня является натуральный вид компенсации – ремонт автомобиля в сервисе страховщика.

Кроме того, страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Закон 2020 о доплате по ОСАГО виновником

Таким образом, новые поправки в законодательство об ОСАГО предусматривают:

  • приоритет ремонта транспортного средства, нежели выдачу денег потерпевшему;
  • новую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Если с первым нововведением все ясно, то с новой методикой расчета не все так кристально чисто и понятно.

В соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% их стоимости.

Таким образом, приобретенный вами полис ОСАГО будет полностью покрывать ущерб, причиненный в результате ДТП, а на деле это не так – фактически полис ОСАГО может покрыть всего лишь 50% от ущерба из-за того, что страховая компания осуществляет выплату с учетом износа. А в случае если вы являетесь виновником ДТП, то у потерпевшего (и что самое интересное у страховой компании тоже), возникает право требовать взыскания выплаты без износа по ОСАГО, так как при осуществлении ремонта будут устанавливаться новые детали.

Почему существует такая несправедливость? Ведь полис ОСАГО был вашей защитой. Получается, что вы толком не застрахованы и платите 2 раза: страховой компании и потерпевшему. То есть по ОСАГО страхуется не вся ответственности, а только ее часть.

Дело в том, что в прошлом году в Конституционный Суд Российской Федерации обратилось несколько граждан, недовольных размером страхового возмещения, которое было рассчитано с учетом износа на сумму гораздо меньше, чем стоит восстановление транспортного средства после ДТП (ведь ставятся новые запасные части) и судом было вынесено Постановление № 6-П от 10.03.

2017 года (далее – Постановление КС РФ), согласно которому появилась возможность требовать возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Если вы – виновник ДТП, то страховая компания покроет только часть убытков и вам в любом случае придется возмещать вред.

Если у виновника нет страховки ОСАГО

До вышеуказанного Постановления КС РФ суды исходили из того, что требование к виновнику ДТП о выплате суммы сверх страхового возмещения страховой компанией – незаконно, считалось, что вред возмещен в полном объеме страховой компанией, даже если денег на фактический ремонт у потерпевшего не хватило. Так было раньше.

Конституционный суд посчитал, что замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов – если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, – в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты (и логика в этом есть!).

Следовательно, поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.

Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.

А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Требуют доплату с виновника аварии – судебная практика

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2020 год.

Нужно доплачивать по ОСАГО по результатам экспертизы после ДТП

Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Отказ от компенсации по ОСАГО

Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:

  1. Если наступит страховой случай вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений всякого рода и пр.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла выгодоприобретателя — например, водитель умышленно совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если к страховщику предъявили требование о выплате страхового возмещения, но представлены не все необходимые документы. И лицо, которое предъявило данное требование, настаивает на выплате ему страхового возмещения, но не может доказать, что страховой случай наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.

Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.

Так выглядит скачанное извещение. Распечатать его нужно в двух экземплярах — для{amp}amp;nbsp;себя и для{amp}amp;nbsp;второго участника

Он может рассмотреть следующие вопросы:

  • о неисполнении обязательств по договору ОСАГО;
  • о несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты;
  • о несоблюдении СТО срока передачи потерпевшему отремонтированного автомобиля;
  • о нарушении иных обязательств по проведению ремонта автомобиля.

По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.

Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:

  1. Если ответственность виновника была застрахована в компании, которая на момент выплаты стала неплатежеспособной из-за отзыва лицензии или банкротства.
  2. Если виновник происшествия не установлен.
  3. Если у виновника ДТП нет полиса.

Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.

Предлагаем ознакомиться:  Верховный суд РФ разъяснил, какие действия приставов могут оказаться незаконными - Общество
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector