Что учитывается в расходах при есхн

Законодательная база для расчетов

Налоговым кодексом (ст.346.5) предусмотрен ограниченный перечень расходов, которые сельхозпредприниматель сможет учесть при расчете налога. И далеко не все затраты в этот перечень войдут. Рассмотрим основные из них:

  • покупка ОС и НМА, а также их поддержание в рабочем состоянии;
  • аренда и лизинг имущества;
  • покупка молодняка скота, птицы, мальков рыбы;
  • материальные расходы, в том числе покупка семян, удобрений, рассады, биопрепаратов и т.д.;
  • страхование;
  • НДС по тем суммам, которые включаются в расходы МПЗ;
  • проценты по займам и кредитам;
  • на приобретение участка сельхозназначения;
  • от падежа животных и кур;
  • расходы по обеспечению пожарной безопасности;
  • на проведение независимой оценки квалификации сотрудников.
Законодательный акт Содержание
Ст. 346.5 НК РФ «Порядок определения и признания доходов и расходов»
П.1 ст.252 НК РФ О том, что расходы должны быть обоснованными и подтвержденными
Постановление Правительства РФ №431 от 10.06.2010 «О нормах расходов в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных»

УСН с объектом «доходы минус расходы»

В последнее время все больше компаний участвуют в электронных аукционах. Суть их в том, чтобы каждый участник наряду с другими фирмами мог предложить заказчику свои товары или услуги. В свою очередь заказчик (как правило, это бюджетное учреждение) выбирает того поставщика или подрядчика, кто предложит наиболее выгодные условия.

Чтобы стать участником электронного аукциона, требуется предоставить так называемое обеспечение заявки, то есть перечислить определенную денежную сумму. Впоследствии, после окончания торгов, все участники, в том числе и победитель, получают свои деньги обратно (подробнее об этом читайте в статье «Госконтракты через электронные торги: как увеличить сбыт с помощью сертификата ЭЦП»).

Не совсем понятно, каким образом организация-участник на упрощенной системе налогообложения должна учесть уплату и возврат обеспечения. В Налоговом кодексе на этот счет ничего не сказано. На практике же бухгалтеры зачастую поступают следующим образом: при списании денег сумму обеспечения включают в расходы, а при зачислении ее обратно на счет — в доходы.

При налоговой проверке такой подход может вызвать серьезные проблемы. По мнению инспекторов затраты в виде обеспечения не правомерны, поскольку они не упомянуты в закрытом перечне расходов, который приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Что же касается доходов в виде полученного назад обеспечения, то их налоговики аннулировать «забывают». В итоге облагаемая база оказывается заниженной, и ревизоры начисляют дополнительную сумму единого налога, пени и штраф.

Правда, судьи далеко не всегда разделяют такие выводы. Одно предприятие выиграло спор с ИФНС и доказало, что величина обеспечения — это материальные затраты, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.14 № А13-9590/2013). Но решение в пользу налогоплательщика приняла только кассационная инстанция, тогда как в первой и апелляционной инстанциях победили налоговики. Учитывая неоднозначный характер арбитражной практики, на наш взгляд проще не включать сумму обеспечения ни в доходы, ни в расходы.

Предлагаем ознакомиться:  Как проверить авто на кредитную задолженность

Кроме того, участнику аукциона необходимо позаботиться о средствах электронной подписи. Для этого надо оплатить услуги удостоверяющего центра, который выдает сертификат ключа электронной подписи. Компании-«упрощенщики» не могут списать данные расходы на уменьшение облагаемого дохода. Такой запрет содержится в письме Минфина России от 08.08.

В главе 26.2 НК РФ, посвященной упрощенной системе, довольно подробно прописано как именно следует учитывать стоимость основных средств в целях налогообложения. В частности, есть четкие правила на случай, когда ОС были приобретены или созданы до перехода на УСН с объектом «доходы минус расходы». Но эти правила применяются лишь в ситуации, когда до перехода налогоплательщик находился на общей системе, либо применял УСН с объектом «доходы».

Инспекторы при проверках утверждают, что компания, созданная путем реорганизации, обязана действовать так же, как если бы она сменила объект налогообложения при УСН. То есть так, как будто раньше она применяла объект «доходы», а теперь перешла на объект «доходы минус расходы». Это означает, что на реорганизованную компанию распространяется абзац второй пункта 2.1 статьи 346.

Что учитывается в расходах при есхн

Аналогичной точки зрения придерживается и ФНС России в письме от 27.05.15 № ГД-4-3/8983@. Авторы подчеркивают, что список расходов, разрешенных при «упрощенке», является закрытым. И стоимость основных средств, полученных при реорганизации, в данный список не входит. Следовательно, такие суммы нельзя учесть при налогообложении (см.

Однако в арбитражной практике есть примеры, когда судьи не поддержали позицию налоговиков. Так, компания из Перми доказала, что при реорганизации нужно руководствоваться нормой, установленной для случая перехода на УСН с общей системы (абз. 1 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Данная норма позволяет списать в расходы стоимость основных средств, приобретенных до перехода (в данном случае до реорганизации). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 03.09.13 № Ф09-8157/13.

Мы считаем, что обращаться в суд целесообразно, только если остаточная стоимость составляет весьма существенную величину. Если же речь идет о незначительной сумме, проще последовать рекомендациям ФНС и отказаться от признания подобных расходов.

Расходы по основным средствам

С начала 2007 года сельхозорганизации расходы по ОС и НМА учитывают с того момента, как эти объекты вводят в эксплуатацию. Применимо это к тем объектам, приобретены которые были в период применения данного спецрежима. Это значит, что стоимость этих объектов в расходы включается частями до конца того года, в котором они были куплены.

Остаточная стоимость ОС, приобретенных ранее учитывается в расходах в зависимости от того, сколько составляет их срок полезного использования. Определяется он в соответствии с Классификатором ОС, включаемых в амортизационные группы.

Что учитывается в расходах при есхн ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Единый сельхозналог

https://www.youtube.com/watch?v=upload

У плательщиков единого сельхозналога нередко возникает вопрос, как отразить в учете различные удержания из заработной платы работников: НДФЛ, алименты и проч. Можно ли отнести их к расходам, уменьшающим облагаемый доход? Ответ зависит от того, что произошло с данными суммами после их удержания. Если бухгалтер не перечислил их по назначению, то включить их в издержки нельзя.

Предлагаем ознакомиться:  Переход в 1с с усн доходы на усн доходы минус расходы

Действительно, по общему правилу плательщикам ЕСХН разрешено списывать затраты на оплату труда. Об этом прямо говорится в подпункте 6 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Но при этом не следует забывать, что в данной системе налогообложения расходы учитываются только после их фактической оплаты (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Значит, удержанные, но не перечисленные суммы затратами не являются.

Данный вывод в полной мере относится к налогу на доходы физлиц, который был удержан из зарплаты, но не переведен в бюджет. Инспекторы при проверках исключают его из расходов, и судьи находят это правомерным. В ходе одного спора, проигранного налогоплательщиком, суд отметил: «право на учет налога возникнет у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором налог будет фактически перечислен в бюджет» (постановление ФАС Уральского округа от 22.08.11 № Ф09-4553/11).

Но если суммы не только удержаны, но и перечислены, то бухгалтер может без проблем отнести их к затратам. Против такого подхода не возражают и Минфин России. В частности, в письме от 27.01.14 № 03-11-06/1/2726 сказано, что алименты и другие выплаты по исполнительным листам учитываются в расходах в момент их списания с расчетного счета или выдачи из кассы (см. «Расходы на выплату алиментов, удержанных из зарплаты работников, уменьшают налоговую базу по ЕСХН»).

Зачастую разногласия с налоговиками возникают в ситуации, когда плательщик ЕСХН продает основное средство, купленное менее трех лет назад. Дело в том, что при приобретении ОС плательщик сельхозналога вправе списать все расходы в момент ввода объекта в эксплуатацию. Если впоследствии объект будет реализован до истечения трех лет с даты списания расходов (а при большом сроке полезного использования — до истечения 10 лет), базу нужно пересчитать по правилам главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Это закреплено в пункте 4 статьи 346.5 НК РФ. Но в Кодексе ничего не сказано о том, какие именно правила главы 25 нужно применить.

Инспекторы настаивают, что речь идет только о начислении амортизации. Другими словами, организация обязана задним числом аннулировать расходы, учтенные при покупке, и вместо них начислить амортизацию за весь срок пользования объектом. Что же до остаточной стоимости ОС, то ее при продаже учесть нельзя.

Налогоплательщики придерживаются иного мнения. С их точки зрения применять нужно все положения главы 25 НК РФ, в том числе и те, где говорится об учете остаточной стоимости. Проще говоря, при реализации основного средства следует не только «снять» расходы и начислить амортизацию, но и уменьшить доходы на величину остаточной стоимости.

В арбитражной практике есть примеры, когда судьи согласились с налогоплательщиком (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.03.15 № А19-8460/2014). Тем не менее, нет никакой гарантии, что и другие аналогичные споры закончатся поражением инспекторов. Поэтому, как нам кажется, затраты в виде остаточной стоимости ОС нельзя признать безопасными.

Расходы на платежи по лизингу

Рассмотрим статью расходов в виде платежей по лизингу. У кого именно на балансе находится имущество не имеет значения. При передаче имущества лизингополучателю, то есть плательщику ЕСХН, выкупная стоимость его включается в состав расходов в том периоде, в котором была произведена оплата.

Предлагаем ознакомиться:  Вернуть налог за учебу документы

Особенностью учета этих материальных затрат в составе расходов является то, что учитываются они в составе расходов в момент оплаты. Другими словами, либо в момент списания средств со счета организации, либо оплаты из кассы, либо другого способа погашения  задолженности. При оплате процентов по кредитным и заемным средствам используется такой же порядок учета.

Расходы на молодняк и животных

Кроме затрат на приобретение самого молодняка, например, молодого животного для формирования стада, либо мальков рыб, в расходы при расчете налога включаются также следующие затраты:

  • зарплата специалистам, занимающимся непосредственно выращиванием молодняка;
  • затраты на корма;
  • прочие затраты, напрямую связанные с выращиванием молодняка.

Но, нужно иметь ввиду, что недостача, полученная при потерях молодняка, уменьшить налоговую базу не может.

Материальные расходы и затраты

Одним из пунктов перечня расходов идут материальные расходы. Они включают в себя такие затраты, как покупка рассады, семян, кормов, медикаментов, средств защиты растений и др. Данные затраты учитываются в полной их стоимости после факта их оплаты, независимо от того, в какой период они передаются в производство.

Расходы на приобретение участка сельхозназначения

Для расходов, связанных с приобретением имущественных прав на участок земли сельхозназначения, порядок учета установлен особый. Если для других затрат расходы признаются сразу, то затраты по покупке участка распределяются в расходы равномерными частями в течение минимум 7 лет. Принять данные расходы к вычету можно только после оплаты, а также при наличии подтверждающих документов о госрегистрации участка, либо о том, что документы на регистрацию уже поданы. Подтверждающим документом выступает расписка от органов, занимающихся регистрацией данных прав.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Можем ли мы учесть в расходах молоко, которое идет на откорм молодняка? Эти затраты относятся к кормам?

Если для откорма молодняка Вы используете молоко, произведенное на своем предприятии, то его нельзя учесть в данных затратах. А если молоко Вы приобретаете у сторонней организации, то его можно отнести к материальным затратам.

Вопрос №2. Помимо своего транспорта, в нашем хозяйстве мы используем и арендованный транспорт. Можем ли мы уменьшить налог на сумму страховки арендованного транспорта?

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Можете. В данном случае не имеет значение принадлежит ли транспорт производителю, либо он арендован у сторонней организации. Главное, чтобы соблюдались основные условия учета затрат. В конкретном случае все условия соблюдены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector