Трудовой договор с материальной ответственностью водителя

Материальная ответственность – что это?

Каждый сотрудник компании, так или иначе, отвечает за свой рабочий участок и то оборудование, которое необходимо ему для исполнения своих обязанностей и регламентируется это как должностными инструкциями, так и трудовым договором, раскрывающим степень имущественных обязательств.

Итак, материальная ответственность подразумевает правовые отношения, где сотрудник вследствие определенных нарушений должен покрыть своему работодателю полную или частичную величину потерь.

В соответствии со статьей 241 Трудового Кодекса РФ, размер убытка определен суммой среднемесячной зарплаты нарушителя, однако если говорить о полной ответственности, которая регулируется статьей 242 трудового законодательства, то сотрудник должен вернуть полную стоимость от причиненного ущерба.

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.

Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когдадоговор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом подразумевается статья 243 ТК РФ. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления. Конечно, факт требуется подтвердить судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате причинен ущерб, платить придется;
  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, заключен ли с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно, был ли человек пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант:договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:

  • истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
  • сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
  • работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
  • им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Предлагаем ознакомиться:  Богатство России: земли лесного фонда

Кто может отвечать?

Среди принятого перечня документации, который необходим для принятия на должность нового водителя, также стоит задача оформить имущественные отношения сотрудника за транспортное средство.

На основании трудового законодательства, а именно статьи 244, подобный документ может быть создан:

  1. если кандидат является совершеннолетним;
  2. если сотрудник непосредственно в свое работе эксплуатирует транспортное средство;
  3. если занимаемая должность числится в списке материально-ответственных лиц в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 №85.

Именно это Постановление и объясняет, может ли водитель в принципе быть материально ответственным лицом или нет.

При организации деловых отношений с водителем, руководство организации может использовать одну из двух форм договорных отношений – постоянную или повременную:

  1. При постоянной регламентируемые имущественные отношения имеют бессрочный характер, расторжение договора и, соответственно, снятие всей ответственности с работника возможно только лишь при увольнении или его переводе.
  2. Повременная форма предполагает фиксированный временной промежуток такого договора, а уже по истечению указанного срока принимается решение либо о расторжении, либо о его продлении.

Одним из нюансов является еще и факт совмещения функций водителя с функциями экспедитора, что играет решающую роль в ответе на вопрос: «Несет ли водитель общую или полную ответственность?».

Так, основываясь на Трудовом Кодексе и 85 Постановлении Министерства Труда, выделяют два особых случая, при которых водитель может нести полную ответственность, а именно:

    Работник в ответе и за груз

  1. Если водитель перевозит ценный груз, который закреплен за ним как и доверенностью, так и актом приема-передачи под его подпись, то он полностью отвечает за его целостность и транспортировку. Однако же должность такого водителя не изъявлена как «водитель-экспедитор», то наниматель не может уполномочить такого служащего являться ответственным за такую грузоперевозку.
  2. Если водитель значится на должности экспедитора, что предполагает факт материальной ответственности за транспортируемый груз, его правильном содержании и калькуляции количества, однако помимо трудового договора с таким служащим также должны быть и зарегистрированы имущественные отношения касаемо эксплуатируемого транспорта.

Трудовой договор с материальной ответственностью водителя

В остальных же случаях водители несут общие материальные обязательства, которые ограничиваются среднемесячной заработной платой.

Стоит упомянуть и о возможности заключения коллективных регламентируемых имущественных отношений, что наиболее актуально при наличии двух и более водителей на одно транспортное средство.

Обязательства при заключении таких договоров могут быть полными или частичными. В первом случае, вся ответственность ложится на работника, по вине которого произошла порча имущества, когда как во втором – каждый из водителей выплачивает только свою индивидуальную часть.

Как заключить трудовой договор с водителем

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спастиобразец договора о материальной ответственности водителя 2020 года.

Трудовой договор с материальной ответственностью водителя

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Предлагаем ознакомиться:  Можно заразиться при маникюре: 9 способов избежать болезни

Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтомудоговор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль.

В целом трудовое соглашение с шофером содержит стандартные условия за исключением некоторых особенностей. Он может подписываться на определенный срок или быть бессрочным. Рассмотрим подробнее, на какие моменты стоит обратить внимание.

Место работы относится к существенным условиям трудового договора. При оформлении соглашения с водителем нужно помнить, что он постоянно находится в разъездах. Маршрут может постоянно меняться, поэтому конкретное место работы указать нельзя.

Нежелательно вписывать в договоре данный параметр. Иначе придется регулярно вносить в него изменения. Рекомендуется написать, что работа носит разъездной характер, указать адрес нахождения нанимателя.

Трудовая функция шофера связана с управлением транспортным средством. Поэтому предъявляются требования к квалификации. У гражданина должны быть права определенной категории в зависимости от типа автомобиля. Для получения допуска нужно пройти медицинский осмотр.

Работа водителя может носить ненормированный характер, поэтому в договоре следует уточнить условия оплаты в выходные, ночное время, праздники, за сверхурочный труд.

Также следует выбрать один из видов системы оплаты труда: повременную, сдельную, бестарифную, с надбавками, прочими параметрами.

Трудовой договор с материальной ответственностью водителя

Режим рабочего времени определяют исходя из правил, содержащихся в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 года № 15. Для водителей устанавливается особый режим. Он зависит от графика движения транспорта. Предельная длительность рабочего времени не может быть больше 40 часов в неделю, 8 часов в сутки. Разрешается использоваться суммированный учет, при котором смена должна длиться не больше 10 часов (в особых случаях – не больше 12).

Условия труда

Условия труда должны предусматривать безопасность. Шофер проходит предрейсовый и послерейсовый техосмотр автомобиля механиком. Нельзя использовать транспорт в личных целях во внерабочее время без путевого листа. Должен соблюдаться режим отдыха.

Условие о полной материальной ответственности вносится в договор с водителем-экспедитором, водителем-инкассатором, водителем, в обязанности которого входит получение, заготовка, хранение, учет, выдача, перевозка материальных ценностей. В прочих ситуациях шофер несет ограниченную ответственность.

В соглашение могут вписывать дополнительные условия в зависимости от характера выполняемого труда.

В примерный перечень входят:

  • выполнение правил дорожного движения при управлении автомобилем;
  • приемка груза со склада;
  • контроль целостности упаковки груза;
  • проверка правильности погрузочно-разгрузочных работ;
  • обеспечение доставки груза к месту назначения;
  • своевременная заправка транспорта топливом, замена смазочных материалов, прочее;
  • постановка транспорта на отведенное место в конце рабочей смены.

Обязанности водителя

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно вшить вкладыш в трудовую книжку

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Зона ответственности

  • Состояние и исправность автомобиля;
  • Целостность и уровень качества транспортируемого имущества (груза).

Однако не всегда работодатель имеет право требовать ремонт транспортного средства за счет работника. Это возможно в тех случаях, когда поломка произошла по ряду случаев, четко описанных в трудовом законодательстве.

Например, водитель находился в нетрезвом состоянии и повредил автомобиль или же осознанно способствовал поломке транспорта, использовал автомобиль в личных целях или в нерабочий промежуток времени. Если же повреждение произошло не по его вине или случайно, то обычной такой убыток ограничивается одним среднемесячным окладом водителя.

Если речь идет об ответственности водителя-экспедитора, то за все повреждения имущества в ходе его транспортировки, включая целостность упаковки, задержки доставки, неправильного режима самой перевозки груза, такой работник отвечает в полном объеме.

Договор и приказ

Любой договор о материальной ответственности не должен идти в разрез с трудовым законодательством. Посему все подобные имущественные отношения основаны на статье 232 Трудового Кодекса РФ.

Трудовой договор с материальной ответственностью водителя

Документ должен четко описывать все случаи, в ходе которых работник должен выплачивать ущерб в полном объеме. Договор такого плана может быть заключен как в организации, так и между водителем и владельцем автомобиля, к примеру, грузового.

Роль работодателя

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector