Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Проанализировав арбитражную практику за последние 3 года, мы выявили часто встречающиеся смягчающие обстоятельства. При этом мы условно разделили их на три вида.

ВИД 1.«Универсальные». На эти обстоятельства могут ссылаться абсолютно все — и организации, и ИП, независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся:

  • привлечение к налоговой ответственности впервыеПостановление ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС ЗСО № А46-15485/2011; ФАС МО № А40-41701/11-91-182;
  • отсутствие умысла на совершение нарушенияПостановления ФАС МО № КА-А40/8428-11; ФАС ЦО № А35-12974/2010; ФАС УО № Ф09-6797/12;
  • раскаяние и признание своей виныПостановления ФАС ДВО № Ф03-6045/2011; ФАС ВСО № А33-14958/2009; 3 ААС № А74-1782/2010; 14 ААС № А05-9841/2010; 8 ААС № А81-4424/2010;
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и представлении отчетностиПостановления ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС СКО № А32-35211/2010. Правда, не все суды учитывают это обстоятельство как смягчающееПостановление ФАС ВСО № А78-7098/2011, справедливо замечая, что «добросовестность налогоплательщика является нормой поведения в налоговых правоотношениях»Постановление 13 ААС № А56-37871/2010;
  • тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документальноПостановления ФАС ПО № А12-11813/2010; ФАС ВСО № А58-8201/10; ФАС ЗСО № А27-9089/2010; ФАС МО № А40-90732/11-91-391, в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала)Постановления 6 ААС № 06АП-5792/2011; ФАС УО № Ф09-9907/11, признание компании банкротомПостановление ФАС ВВО № А79-7505/2010 либо нахождение в предбанкротном состоянииПостановление ФАС УО № Ф09-5854/12 (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала);
  • отсутствие у организации бухгалтера в момент нарушения (по причине болезни или отпуска)Постановления ФАС ЗСО № А45-22563/2010, № А27-6657/2011; ФАС ЦО № А48-3647/2011.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Однако учтите, что налоговики или судьи могут вам возразить: то, что главбух фирмы по какой-то причине отсутствовал, не является смягчающим обстоятельством. Ведь руководитель, будучи лицом, ответственным за состояние учета и отчетности, может привлекать других лиц для обеспечения соблюдения налогового законодательстваПостановление 12 ААС № А57-10995/2010;

— строительство и ремонт социальных объектовПостановления ФАС ВВО № А82-16380/2009; ФАС УО № Ф09-6468/12; 7 ААС № 07АП-2311/2012;

— ЖКХПостановления ФАС ВСО № А33-7052/2009; ФАС СКО № А32-13738/2009-46/131;

— НИОКРПостановление 7 ААС № 07АП-2311/2012;

— производство сельхозпродукцииПостановление 14 ААС № А05-1394/2010; ФАС ЗСО № А45-10730/2010; 7 ААС № 07АП-3098/11;

— поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пунктовПостановление 7 ААС № 07АП-6271/10;

ВИД 2.«Специфические». Эти обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.

Вид нарушения Смягчающие обстоятельства
Просрочка сдачи декларации
(п. 1 ст. 119 НК РФ)
Неуплата (неполная уплата) налога
(ст. 122 НК РФ)
Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ) либо запрошенных в ходе встречной проверки (ст. 129.1 НК РФ)

* Некоторые суды считают, что если налог уплачен к моменту вынесения решения по проверке, то штрафа по ст. 122 НК быть не можетсм., например, Постановление ФАС ПО № А65-22211/2010. Ведь эта статья не предусматривает ответственности за несвоевременную уплату налогаПостановление ФАС ЗСО № Ф04-5866/2009 (20394-А45-49).

** Знайте, что вас не должны привлекать к ответственности по ст. 122 НК РФ, если в предыдущем периоде у вас переплата определенного налога, котораяп. 42 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5; п. 5 ст. 78 НК РФ:

  • перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей;
  • не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по этому налогу.

Ведь занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты этого налога.

*** Есть мнение, что в этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности за непредставление документов в связи с отсутствием виныПостановление 13 ААС № А56-57515/2011.

Штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверкипп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.

Ответственность за непредставление этих документов установлена статьями 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.

Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством. Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.

Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекциюподп. «л» п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штрафч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Еще одно ограничение — налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверкип. 1 ст. 93 НК РФ. Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет. Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой декларациип. 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ. Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверкип. 2 ст.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были? Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление. Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой декларациист. 119 НК РФ просто потому, что к сроку ее составить не успели.

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться.

Вместе с тем имейте в виду: обосновывая во время проверки непредставление обязательных первичных документов и счетов-фактур тем, что они не составлялись, можно «попасть» на штраф по ст. 120 НК.

Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственностист. 106 НК РФ, п. 2 ст. 109 НК РФ. По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почтеп.

2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 08.04.2010 № 468-О-О; Постановления ФАС МО от 11.01.2009 № КА-А41/12621-08; ФАС ПО от 23.03.2010 № А65-26274/2009; ФАС УО от 02.08.2010 № Ф09-5912/10-С2. Причем доказать получение требования должен именно налоговый органп. 6 ст. 108 НК РФ; ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Правила представления документов по требованию налогового органа простыпп. 2, 3 ст. 93 НК РФ:

  • документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;
  • документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;
  • документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя. Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требованияп. 6 ст. 6.1 НК РФ.

То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодексеп. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ.

А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила? В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательноПостановления ФАС МО от 08.12.2010 № КА-А40/14679-10; ФАС СЗО от 03.09.2010 № А56-47676/2009; ФАС УО от 08.12.2010 № Ф09-10096/10-С3.

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок. Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за представление в срок незаверенных (или заверенных ненадлежащим образом) копий истребованных документов? Формально такое деяние состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК, не образует. Однажды с этим согласился и ФАС Уральского округаПостановление от 15.09.

2008 № Ф09-6550/08-С3. Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять. Правомерность такого отказа признавал ФАС Московского округаПостановление от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09. И если в результате копии документов, заверенные надлежащим образом, будут представлены вами с нарушением срока, налоговики без сомнений оштрафуют вас за это. И, к сожалению, не факт, что суд признает такой штраф незаконным.

Иногда налоговые органы штрафуют по п. 1 ст. 126 НК за представление документов, заполненных неправильно. Но, как вы понимаете, это неправомерно. Поэтому шансы оспорить такой штраф в суде весьма высокиПостановления ФАС ЦО от 22.08.2006 № А09-1974/06-12; ФАС МО от 15.01.2010 № КА-А40/14964-09; ФАС СКО от 21.11.

2007 № Ф08-7689/2007-2870А. В том числе в случае, если документы представлялись в электронном виде, а ошибки в них привели к тому, что в протоколе входного контроля было указано, что документы не принятыПостановления ФАС ЗСО от 20.03.2008 № Ф04-1001/2008(669-А67-19); ФАС МО от 14.09.2009 № КА-А40/9158-09; ФАС СЗО от 22.11.2010 № А56-7553/2010.

Ходатайствуем о снижении штрафа

По закону инспекция должна сама выявлять наличие смягчающих ответственность обстоятельствп. 5 ст. 101, подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ, но уповать на ее сознательность не нужно.

Приведем примерную форму ходатайства об учете смягчающих обстоятельств при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности.

Начальнику ИФНС России № 21 г. Москвы
от ООО «ФлешКо»,
ИНН 7721025156, КПП 772101001,
адрес: 109375, Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 64,
тел.: (499) 111-22-33

Предлагаем ознакомиться:  Штраф за остановку и парковку на пешеходном переходе

Исх. № 39н от 30.11.2012

ХОДАТАЙСТВО
об учете смягчающих обстоятельств

ИФНС № 21 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС ООО «ФлешКо» за III квартал 2012 г., в ходе которой было установлено несвоевременное представление Обществом данной декларации (представлена 29 октября вместо 22 октября).

По результатам проверки составлен акт от 23.11.2012 № 16-08/1025, в котором предлагается привлечь Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока сдачи декларации в виде штрафа в размере 8250 рублей.

Просим Вас при принятии решения по результатам проверки на основании подп. 4 п. 5 ст. 101, п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ снизить размер штрафа в связи с наличием следующих смягчающих обстоятельств:
1. Общество впервые привлекается к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
2. Правонарушение совершено неумышленно.
3. Общество признает свою вину в совершении правонарушения.
4. Просрочка допущена в связи с отсутствием в период сдачи декларации главного бухгалтера по причине болезни.
5. Период просрочки незначителен (5 рабочих дней).Ходатайствуя перед ИФНС или судом о применении смягчающих обстоятельств, заявляйте их «оптом», в совокупности. Чем больше обстоятельств вы укажете, тем выше шансы на то, что штраф будет снижен

Возможность учета вышеуказанных обстоятельств в качестве смягчающих подтверждается судебно-арбитражной практикой Московского региона (см., например, Постановления ФАС МО от 22.05.2012 № А40-41701/11-91-182, от 11.07.2011 № КА-А40/6934-11, от 04.08.2011 № КА-А40/8428-11; 10 ААС от 13.09.2011 № А41-17251/11).

Приложения:
1. Копия листка временной нетрудоспособности главного бухгалтера Курочкиной М.Н.
2. Штатное расписание
3. Приказ о назначении на должность главного бухгалтераЭти документы подтверждают, что бухгалтер в штате один. То есть в его отсутствие никто не мог выполнять его работу

Генеральныйдиректор
Д.В. Мокин

Если ваша инспекция проигнорирует полученное ходатайство, не опускайте руки. Направьте в УФНС жалобу о том, что при вынесении решения о привлечении к ответственности не были учтены (хотя должны были!) заявленные вами смягчающие обстоятельства. Налоговая служба сама говорит, что в жалобе их нужно указывать, это необходимо «для правильного и своевременного рассмотрения дела»Информация ФНС от 09.02.2011 «О содержании жалобы…».

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Если вышестоящий налоговый орган не внемлет вашей просьбе, а сумма штрафа значительная, целесообразно оспорить решение налоговой в суде. Судьи, как правило, охотно учитывают имеющиеся смягчающие обстоятельства.

Заявить в суде о смягчении ответственности можно и в том случае, когда ни в инспекцию, ни в УФНС вы ничего не заявляли.

Правда, нам встретилось одно решение, где судьи остались холодны к просьбе налогоплательщика снизить штраф, сказав следующее: «Большой размер штрафных санкций является результатом противоправных действий самого Общества, в связи с чем оснований для его снижения… не установлено»Постановление ФАС ЗСО № А46-15996/2010.

Кстати, смягчающие обстоятельства обязательно должны учитываться и при назначении административного наказанияп. 19 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10. Поэтому многие из приведенных нами обстоятельств могут «выстрелить» и в том случае, когда на организацию или ее должностное лицо (предпринимателя) наложили административный штраф (неважно, за какое правонарушение)ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ; Постановления ФАС ВСО № А33-16902/2011; ФАС ЗСО № А75-3210/2010.

Если административный орган или суд сочтут имеющиеся у вас обстоятельства смягчающими, то они назначат штраф по низшему пределу санкции, установленной соответствующей нормой КоАП РФПостановление ФАС ВВО № А28-10704/2011, поскольку уменьшить административный штраф ниже низшего предела нельзяп. 21 Постановления Пленума ВАС от 27.01.2003 № 2.

Штраф по пункту 2 статьи 126 НК

  • налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;
  • эти документы у организации есть;
  • организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

Единственное, что из этого понятно, — это то, что оштрафовать по п. 2 ст. 126 НК могут только организацию. Но какую? Истребовать какие-либо документы со сведениями о налогоплательщиках у третьих лиц налоговый орган может только в порядке, установленном ст. 93.1 НК. Другой процедуры просто нет. Так значит, по п. 2 ст.

126 НК можно оштрафовать организацию, которая не представила документы, запрошенные при «встречке»? А вот и нет! Ведь есть специальная норма, согласно которой отказ лица от представления документов, запрошенных при «встречке», или их непредставление в срок влечет ответственность по ст. 129.1 НКп. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ.

Поэтому привлечь за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126 НК в настоящее время нельзя. Этой позиции придерживаются и многие судыПостановления ФАС ЗСО от 02.03.2009 № Ф04-623/2009(1322-А75-49); ФАС ВСО от 17.03.2009 № А33-9821/08-Ф02-942/09; ФАС СКО от 18.05.2009 № А20-957/2008; ФАС ЦО от 22.12.2008 № А36-2108/2008; ФАС МО от 26.03.2009 № КА-А40/2089-09.

Из авторитетных источников

ПЕТРОВА Светлана Михайловна

ПЕТРОВА Светлана Михайловна

Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук

В силу прямого указания п. 6 ст. 93.1 НК РФ организация, не представившая в установленный срок (в том числе отказавшаяся представить) документы со сведениями о налогоплательщике, истребованные у нее налоговым органом при проведении налоговой проверки, должна привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.1 НК РФ.

Почему налоговые органы пытаются штрафовать за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126, а не по п. 1 ст. 129.1 НК, понять можно. Ведь первый штраф в два раза больше. Но такой штраф можно и нужно оспаривать. Ведь неправильная квалификация правонарушения налоговым органом — основание для отмены решения о привлечении к ответственностип. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

Как видите, получается, что сейчас по п. 2 ст. 126 НК штрафовать можно только организацию, представившую по запросу налогового органа документы с заведомо недостоверными сведениями о налогоплательщике. Хотя, конечно, выявить и доказать заведомую недостоверность сведений почти нереально.

Правда, есть несколько решений, в которых суды пришли к выводу, что организацию, не представившую документы при «встречке», нужно штрафовать именно по п. 2 ст. 126 НКПостановления ФАС ВСО от 06.03.2008 № А33-13491/07-Ф02-679/08; ФАС ВВО от 08.05.2008 № А43-5565/2007-35-117.

Кстати, «резидентам» налоговых инспекций Москвы и Московской области стоит знать, что ФАС Московского округа считает, что штрафовать по п. 2 ст. 126 НК нужно не просто за непредставление документов при «встречке», а именно за отказ от их представленияПостановления ФАС МО от 16.11.2009 № КА-А40/11998-09, от 30.01.

Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений, которые согласно налоговому законодательству:(или) истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка.

Для справкиШтраф за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных налоговым законодательством, составляет:(если) срок представления документов истек 02.09.2010 или раньше — 50 руб. за каждый документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ);(если) срок представления документов истек 03.09.2010 или позже — 200 руб. за каждый документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверки (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Штраф установлен в размере 200 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ). Вроде бы арифметика проста: не представили один документ — штраф 200 руб., не представили 100 документов — штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

Когда документы пусть и с опозданием, но все-таки будут представлены, налоговый орган сможет просто посчитать их количество. А для определения размера штрафа за непредставление документов в идеале в требовании налоговиков должно быть указано их точное количество. Например, в требовании написано: «Представьте счет-фактуру, выставленный ОАО «Леший» при отгрузке клюквы в сентябре 2010 г., — 1 штука».

Однако на практике так не бывает. Потому как налоговый орган просто не имеет данных о количестве счетов-фактур, полученных налогоплательщиком. И тогда он пишет в требовании: «Представьте счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в III квартале 2010 г.».И как в этом случае рассчитать сумму штрафа, если налогоплательщик счета-фактуры не представил?

установить количество непредставленных документов по результатам встречных проверок, в рамках которых от контрагентов проверяемого лица будут получены документы, экземпляры которых должны быть у этого лица. Такими документами могут быть счета-фактуры, договоры, товарные накладные. То есть любые документы, которые составляются в двух экземплярах либо у которых есть отрывная часть, передаваемая контрагенту.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Так, о существовании приходного кассового ордера (форма КО-1) налоговики могут узнать, получив копию квитанции к ПКО (Указания, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).Второй способ: установить количество непредставленных документов по результатам выемки документов у проверяемого лица.

ВыводПравильность исчисления размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК должна подтверждаться документами, позволяющими установить точное количество документов, не представленных (несвоевременно представленных) налогоплательщиком или налоговым агентом. Это может быть:(или) опись документов, представленных с нарушением срока;

(или) требование о представлении документов, в котором указано точное количество запрашиваемых документов (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@);(или) протокол выемки либо опись документов, изъятых при ее проведении;(или) опись документов, представленных контрагентами проверяемого лица при встречной проверке.

Когда штраф налоговиками рассчитан на глазок, решение о привлечении к ответственности стоит обжаловать. Конечно, управление ФНС по субъекту РФ может и оставить его в силе. Зато шансы на выигрыш в суде весьма велики (Постановления ФАС МО от 29.09.2010 N КА-А41/10263-10; ФАС ДВО от 25.06.2010 N Ф03-3822/2010).

Главное — не забудьте указать суду на то, что определить размер штрафа невозможно. Ведь иногда налогоплательщики проигрывают такие споры, так сказать, по собственной вине. Например, оспаривая штраф по любым другим основаниям и не заявляя о невозможности определить размер штрафа. Или соглашаясь в судебном заседании с расчетом, сделанным инспекцией (Постановления ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А52-4907/2008; ФАС ВСО от 28.08.2008 N А58-7613/07-Ф02-4173/08).

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет за лечение - как и сколько можно получить

Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена п. п. 1 и 2 ст. 126 НК, заключается в том, что субъекты (то есть лица, которых можно за эти нарушения оштрафовать) у них разные.Пункт 2 ст. 126 НК установил штраф не для налогоплательщиков (плательщиков сбора) или налоговых агентов, а для какой-то третьей организации, у которой налоговый орган запрашивает документы со сведениями о налогоплательщике (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

То есть о совершении нарушения можно говорить только при наличии трех условий (Пункт 2 ст. 126, ст. 106, п. 2 ст. 109 НК РФ):- налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;- эти документы у организации есть;- организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

Для справкиШтраф за непредставление организацией по требованию налогового органа документов, предусмотренных НК, со сведениями о другом налогоплательщике или их представление с заведомо недостоверными сведениями равен:(если) правонарушение совершено до 03.09.2010 — 5000 руб. (Пункт 2 ст. 126 НК РФ);

Штраф по статье 129.1 НК

Этот штраф применяется при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговому органу:

  • сведений, которые лицо обязано представить в силу прямого указания ст. 85 НК РФ. Это касается таких организаций, как, например, органы ФМС России, органы ГИБДД и Гос­тех­над­зо­ра, органы Рос­ре­ест­ра, отделы ЗАГСов. Понятно, что к обычным организациям и предпринимателям это основание для штрафа отношения не имеет, поэтому дальше рассматривать его мы не будем;
  • документов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), истребованных в ходе налоговой проверкип. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ;
  • информации по конкретной сделке, истребованной налоговым органом вне рамок проверкип. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Разберемся с двумя последними случаями.

Во-первых, налоговый орган, проводящий камеральную или выездную проверку какого-либо налогоплательщика (налогового агента), вправе потребовать у вас представить имеющиеся документы или информацию (сведения), касающиеся его деятельности. Сделать это он может:

  • во время самой проверкип. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • после ее завершения, если при рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа решит истребовать такие документы или информацию в рамках дополнительных мероприятий налогового контроляп. 6 ст. 101 НК РФ.

Во-вторых, вне налоговой проверки у вас может быть истребована имеющаяся информация о конкретной сделке, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения такой информациип. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Как видите, речь всегда идет о документах или информации, у вас имеющихся. Поэтому если вы не представите документы или информацию по той причине, что ими не располагаете, то оштрафовать вас по ст. 129.1 НК будет нельзяПостановления ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-12345/2009-6-321; ФАС ЦО от 12.05.2009 № А09-12352/2008; ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А40/6137-09; ФАС ПО от 29.07.2008 № А12-2895/08.

Но не стоит злоупотреблять и на любое требование налогового органа отвечать письмом об отсутствии запрашиваемых документов или информации. Ведь если документы у вас все-таки есть и налоговики смогут доказать этоПостановление ФАС ВВО от 08.05.2008 № А43-5565/2007-35-117, то вы не только штраф заплатите, но еще и репутацию себе подмочите.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Если истребуемых документов или информации у вас нет, то вам нужно сообщить об этом в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. В этот же срок представляются документы или информация при их наличии. Причем заметьте: за нарушение срока представления документов или информации оштрафовать можно, а вот за опоздание с сообщением об их отсутствии — нетст. 129.1 НК РФ; Постановление ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А40/6137-09.

Если по объективным причинам (большое количество документов, их нахождение в отдаленном обособленном подразделении) вы не успеваете представить истребованные документы в срок, нужно подать ходатайство о его продлениип. 5 ст. 93.1 НК РФ. Даже если срок вам не продлят, сам факт подачи такого ходатайства может помочь оспорить штраф по ст. 129.1 НКПостановления ФАС ПО от 22.01.2009 № А55-8517/2008; ФАС СЗО от 17.11.2010 № А05-3437/2010.

Обратите внимание: нередко в рамках встречной проверки налоговые органы запрашивают документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, касающиеся исключительно деятельности его контрагента. Например, при проверке ОАО «Леший» у его поставщика — ООО «Домовой» — могут истребовать договор оказания услуг, заключенный между ООО «Домовой» и ЗАО «Водяной», которое является покупателем продукции ОАО «Леший».

А могут потребовать и какие-то внутренние документы самого ООО «Домовой». Но у налоговиков нет права истребовать что угодно и когда угодност. 93.1 НК РФ. Поэтому если вы не будете представлять документы по таким требованиям, то суд, скорее всего, вас поддержитПостановления ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-12345/2009-6-321;

В то же время не стоит игнорировать требования налоговиков о представлении документов только из-за того, что они не имеют прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Все-таки некоторые документы пусть и косвенно, но могут касаться его деятельности. Например, при проверке комитента таким документом может быть договор поставки, заключенный его комиссионером во исполнение комиссионного поручения.

Напомним, что с этого года вы вправе не представлять документы, истребованные при встречной проверке, если копии этих документов вы представляли в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки начиная с 01.01.2011п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут.

С истребованием документов при «встречках» все более или менее понятно. Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверкип. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее). Между тем слово «документ» в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия «информация» и «документ» не являются тождественными.

Информация — это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почтеп. 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Документ же — это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текстап. 1 ст. 11 НК РФ; ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копийп. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерноПостановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14); ФАС ДВО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009; ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09.

Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделкупп. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ. То есть, как минимум, в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т. д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельзяПостановления ФАС СЗО от 23.11.2010 № А56-4647/2010; ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09.

Конечно, никто не хочет лишний раз конфликтовать с налоговой инспекцией, но если требования о представлении документов явно незаконны, то их можно не исполнять, не опасаясь штрафов.

Какие документы налогоплательщики должны представлять самостоятельно

Это, в частности:- сообщения об открытии или закрытии обособленных подразделений организации, а также сообщения об изменении адреса, наименования или руководителя ОП (формы N N С-09-3-1 и С-09-3-2 (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@)) (Подпункты 3, 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ);- бухгалтерская отчетность организаций (кроме организаций, применяющих УСНО);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

— налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;- сообщения об участии в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или доли в уставном капитале ООО (форма N С-09-2) (Подпункт 2 п. 2 ст. 23 НК РФ);- сообщения о принятом организацией решении о реорганизации или ликвидации (форма N С-09-4) (Подпункт 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п. 1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:- заявление о постановке на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК (например, заявление о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-1) (Пункт 2 ст. 346.28 НК РФ));

— сообщения об открытии или закрытии банковского счета (форма N С-09-1) (Подпункт 1 п. 2 ст. 23 НК РФ);- налоговые декларации (Пункт 1 ст. 80 НК РФ).Ответственность за непредставление этих документов установлена ст. ст. 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством.

Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекцию (Подпункт «л» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штраф (Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Можно ли оштрафовать за неправильное представление документов

Организации и предприниматели — налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:- декларации по НДС, даже если сам налоговый агент плательщиком этого налога не является (Пункт 5 ст. 174 НК РФ);- налоговые расчеты по налогу на прибыль (по доходам, выплаченным в виде дивидендов организациями — неплательщиками этого налога) (Пункт 1 ст. 289 НК РФ);

— информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов;- сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ) (Пункт 2 ст. 230 НК РФ);- сообщения о невозможности удержать налог из доходов, выплаченных физическому лицу (форма 2-НДФЛ) (Пункт 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).

если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельзя (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Например, нельзя оштрафовать за непредставление:- счетов-фактур, истребованных при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог не был заявлен к возмещению (Пункты 7, 8 ст. 88 НК РФ);

— счетов-фактур, выставленных в 2009 г., истребованных при проведении выездной проверки по НДС за 2010 г.;- любых документов, копии которых уже представлялись налоговому органу при проведении налоговой проверки начиная с 01.01.2010 (Пункт 5 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ЦО от 14.12.2010 по делу N А68-3284/10-135/18).

Предлагаем ознакомиться:  Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Внимание! Если у вас истребуются документы, копии которых вы уже представляли при проведении проверки в 2010 г. и позже, повторно представлять их не нужно.

Еще одно ограничение — налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверки (Пункт 1 ст. 93 НК РФ). Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет. Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой декларации (Пункт 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ). Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверки(Пункт 2 ст.

Внимание! Если налоговый орган не вправе истребовать какой-либо документ, то и оштрафовать за его непредставление нельзя.

Также обратите внимание на то, что в п. 1 ст. 126 НК говорится об ответственности только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством. То есть если документ в налоговом законодательстве не упомянут, то за его непредставление оштрафовать нельзя (Пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

— перечней основных средств, относящихся к разным видам деятельности, перечней арендуемых объектов недвижимости, расчетов распределения доходов и расходов по разным видам деятельности (Постановление ФАС МО от 09.03.2010 N КА-А40/1571-10);- сертификатов и деклараций соответствия выпущенной продукции требованиям ГОСТа, копий писем Росстата, подтверждающих код по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельности (Постановление ФАС СЗО от 24.09.

2009 по делу N А42-5230/2006);- экономического обоснования расчета арендных платежей, детализации переговоров с мобильных телефонов и приказов об установлении лимита расходов на мобильную связь, расчетов, подтверждающих целесообразность отказа от исполнения опциона и целесообразность приобретения финансовых инструментов срочных сделок (Постановление ФАС ЦО от 27.10.

можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были? Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление. Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой декларации (Статья 119 НК РФ) просто потому, что к сроку ее составить не успели.

Есть и суды, которые указывают на законность штрафа по п. 1 ст. 126 НК при непредставлении документов из-за того, что они не составлены (Постановления ФАС ЗСО от 01.07.2009 N Ф04-3216/2009(7623-А03-37); ФАС УО от 24.03.2008 N Ф09-1746/08-С3). Правда, как ни странно, они в меньшинстве. А большинство судов придерживается позиции, согласно которой штрафа в такой ситуации быть не может.

Логика проста: раз документ не составлялся, то он и не мог быть представлен в срок, установленный требованием, по объективным причинам. Например, суды указывали, что нельзя штрафовать за несоставленные и непредставленные:- справки по форме 2-НДФЛ (Постановление ФАС ВВО от 07.04.2008 по делу N А29-5357/2007);

— книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Постановления ФАС СЗО от 20.02.2009 по делу N А42-3046/2008; ФАС СКО от 27.08.2009 по делу N А32-13466/2006-12/295);- книги покупок и книги продаж (Постановление ФАС УО от 09.04.

2009 N Ф09-1830/09-С3);- приказы об учетной политике (Постановление ФАС ЦО от 15.02.2010 по делу N А35-9027/08-С21).Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться.

(или) похищены (Постановления ФАС ЦО от 23.10.2008 по делу N А36-686/2008; ФАС УО от 28.07.2008 N Ф09-1296/08-С3);(или) изъяты другим госорганом (в частности, милицией) (Постановления ФАС ПО от 22.05.2009 по делу N А57-11985/06; ФАС СЗО от 18.06.2009 по делу N А21-8111/2008);(или) утрачены по иным причинам (например, при аварии или стихийном бедствии (Постановления ФАС СЗО от 03.09.

2010 по делу N А56-47676/2009; ФАС ВВО от 08.06.2009 по делу N А17-7256/2008).Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственности (Статья 106, п. 2 ст. 109 НК РФ). По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почте (Пункт 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.

Правила представления документов по требованию налогового органа просты (Пункты 2, 3 ст. 93 НК РФ):- документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

— документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;- документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя.

Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требования (Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ).То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодексе (Пункт 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила?

В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательно (Постановления ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10; ФАС СЗО от 03.09.2010 по делу N А56-47676/2009).Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным.

То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок. Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Посоветуй руководителюЕсли есть хоть малейший риск не представить в срок документы, истребованные инспекцией, нужно подать ходатайство о продлении срока. Даже если инспекция его не продлит, а документы мы в срок представить не сможем, сам факт подачи такого ходатайства поможет оспорить штраф по п. 1 ст. 126 НК.

Документ и информация — почувствуйте разницу

С истребованием документов при «встречках» все более или менее понятно. Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверки (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее).

Между тем слово «документ» в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. Они четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) (Приложение N 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) и требования о представлении документов (информации) (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.

2007 N ММ-3-06/338@).Информация — это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почте (Пункт 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.

2006 N 149-ФЗ).Документ же — это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текста (Пункт 1 ст. 11 НК РФ; ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ). И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий (Пункты 2, 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерно (Постановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14); ФАС ДВО от 20.05.2009 N Ф03-2111/2009).Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

То есть как минимум в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т.д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельзя (Постановления ФАС СЗО от 23.11.2010 по делу N А56-4647/2010; ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector