Обжалование результатов трассологической экспертизы

Для чего нужно оспаривание экспертизы в суде?

Непредвиденные ситуации и ДТП на дороге — далеко не редкость. Решить же возможные в таких случаях спорные моменты и установить истинную причину происшествия, способна специальная трасологическая автоэкспертиза.

Сегодня это один из самых распространенных и эффективных способов исследования причинно-следственной связи всех форс-мажоров на трассе.

Транспортная автотехническая экспертиза особенна прежде всего тем, что занимается детальным изучением всех видимых следов и повреждений после дорожных аварий.

Она позволяет доподлинно воссоздать истинную картину случившегося и дать максимально объективную оценку происшествия.

В целях наилучшей реконструкции ДТП, вовремя трасологической процедуры проводится ряд обязательных мероприятий, регламентированных положениями соответствующего кодекса. Так, в порядок осуществления подобной автоэкспертизы входит:

  • четкое ограничение места наезда или столкновения;
  • определения взаиморасположения всех участников дорожного движения, направления самого удара и траектории перемещения объектов после столкновения;
  • воссоздание механизма ДТП;
  • устная или письменная фиксация объяснений клиента;
  • тщательное изучение предоставленных по факту экспертизы документов — акт от ГИБДД, официальный отказ оплаты страховки, полезные фотоматериалы и предметы с места аварии;
  • составление трасологического заключения.

Таким образом, автотехническая экспертиза является универсальным в своем роде независимым методом анализа всех факторов дорожного происшествия. Именно ее результаты и выводы могут иметь решающую роль в судебном или криминальном следствии ДТП.

В основу любой трасологической экспертизы положено достижение двух важнейших целей — идентификации и диагностики. Идентификация направлена на установление причин и участников ДТП, а также определение размеров нанесенных повреждений и ущерба. Диагностика же изучает механизмы происшествия с исследованием всех явных последствий аварии на частях и деталях транспортного средства.

Помимо этого, каждая автотранспортная экспертиза в процессе своего исполнения решает целый ряд своеобразных задач, специфика которых определяется конкретными претензиями клиента и поставленными перед экспертом целями. Так, в списке заявленных на транспортно-трасологическую экспертизу вопросов:

  • определение механизма столкновения автомобилей;
  • оценка, зафиксированных в актах ГИБДД, повреждений;
  • сопоставление причиненного ущерба, указанным в документе, событиям;
  • установление источника повреждений — являются ли дефекты следствием реальной аварии или же противоправных действий третьих лиц;
  • определение статичности/динамичности транспортного средства на момент происшествия;
  • последовательность образования повреждений;
  • установление причин аварии;
  • выявление истинного виновника ДТП;
  • определение вида и модели транспортного средства, участника аварии;
  • выяснение направления, режима движения автомобиля и угла столкновения транспорта;
  • анализ протекторов и повреждений на них;
  • идентификация оставленных на месте происшествия следов.

К тому же нередки случаи обращения к независимой трасологической экспертизе при решении финансовых споров со страховой компанией. Обладая абсолютной юридической силой, заключение транспортной экспертизы является достаточной доказательной базой для подачи заявления на выплату страховки или в суд по факту сложившегося конфликта.

Виды экспертизы

Автотехническая экспертиза имеет определенную классификацию, зависящую от объекта, предмета, порядка и последовательности исследований. В трасологическую типологизацию входят следующие виды экспертиз:

  1. Гомеоскопическая — изучение человеческих следов (одежды, обуви, отпечатков пальцев рук, ног, крови).
  2. Механоскопическая — исследование механизмов, инструментов, орудий и предохранительных устройств.
  3. Транспортная — определение отпечатков транспортных средств.
  4. Экспертиза животных следов.
  5. Идентификационная.
  6. Не идентификационная — диагностическая, ситуационная, реконструкционная и классификационная.
  7. Первичная, повторная и дополнительная.

К тому же в трасологическую экспертизу могут быть вовлечено разное количество специалистов, что определяет форму проведения исследования — единоличное, комплексное или комиссионное.

Для проведения объективного трасологического исследования дорожно-транспортного происшествия, эксперт-трасолог должен владеть максимальным количеством информации о происшествии. Подавать же нужные для экспертизы материалы следует в виде:

  • схемы места аварии на основании, фиксирующих факт ДТП, актов;
  • протокола осмотра места происшествия, составленного правоохранительными структурами;
  • фотографий и видео с места аварии, соответствующих судебным нормам;
  • протокола техосмотра транспортного средства на предмет подтверждения его исправности;
  • справка-свидетельство о ДТП от службы ГБДД;
  • фото или видео ДТП, сделанное участниками самого происшествия.

Также трасологу необходимо предоставить возможность наружного обследования полученных повреждений у всех автомобилей-участников аварии.

Обжалование результатов трассологической экспертизы

Состав документов, подаваемого на транспортный анализ, может изменяться в зависимости от объема исходных данных и поставленных задач. К примеру, иногда бывает достаточно только одних подробных фотоматериалов ДТП.

Оформление полного пакета материалов экспертизы должно проходить только в письменном виде и в соответствии с установленной формой. Так, профессиональное заключение трасологического исследования непременно содержит в себе окончательные, четко сформулированные и не несущие двойной смысл, выводы специалиста.

Кроме того, все экспертные силлогизмы обязаны ясно отвечать на заявленные вопросы, указывать пути решения возникших проблем, иметь оценочную окраску (положительную или отрицательную), а также быть однозначными или альтернативными. Стоимость же трасологического анализа определяется целью, задачами и количеством требуемых экспертиз.

   С одной стороны, закон не устанавливает преимущество экспертизы перед иными доказательствами по делу. Напротив, напрямую закреплено, что все доказательства подлежат оценке в их совокупности. Ни одно из доказательств не имеет преимущество перед другим.

Однако, имеются ряд обстоятельств, которые подтверждаются исключительно экспертизой. Получается, если даже, например, доказывать свидетелями, что подпись была поставлена другим лицом. В этот момент человек вообще находился в другом месте и никак не мог подписать документ – все это не перевесит экспертизу подлинности подписи.

   Закон определяет императивные пункты, которые обязательно должны соблюдаться каждым экспертом. Не соблюдение даже одного из всех требования является отдельной причины для оспаривания экспертизы. Итак, в заключение эксперта должно быть:

  1. Место проведения (как правило, адрес экспертной организации)
  2. Дата / время проведения (при этом, некоторые виды экспертиз проводятся в несколько этапов и соответственно дней – все это обязательно должно найти свое отражение в заключении)
  3. Основание экспертизы (определение суда либо постановление следователя)
  4. Полные данные лица, проводившего исследование с указанием должности, квалификации, стажа работы. Если была переподготовка или повышение квалификации – также эксперту необходимо это отметить.
  5. Предупреждение об ответственности (оформляется отдельной распиской эксперта)
  6. Перечень поставленных на исследование вопросов
  7. Спектр доказательств и материалов, которые находились в распоряжении эксперта
  8. Применимые при экспертизе методы исследования
  9. Перечень используемых актов, литературы и так далее
  10. Сведения о присутствующих на экспертизе (или отборе проб) лицах
  11. Сведения об уведомлении о проведении исследования (выезде на осмотр объекта) всех заинтересованных сторон
  12. При сборе дополнительных доказательств, как правило, осмотр объектов, к заключению обязательно прилагаются фото, видео материалы, акты осмотров и другие
  13. Максимально подробное описание хода исследования
  14. Выводы, по результатам экспертизы.
Предлагаем ознакомиться:  Срок обжалования решения третейского суда

   При этом, каждый поставленный вопрос должен быть рассмотрен экспертом. В случае уклонения от ответа на какой-либо вопрос, необходимо воспользоваться порядком оспаривания экспертизы.

   Любое несоответствие, несоблюдение перечисленных требований послужит причиной оспаривания экспертизы. Примером может служить типичная ошибка даже по времени экспертизы – осмотр объектов также входит во время проведения исследования.

   Соответственно, ответ на вопрос можно ли оспорить заключение судебного эксперта можно начать с проверки соответствия такого документа перечисленным требованиям.

Обжалование результатов трассологической экспертизы

   Процедура оспаривания судебной экспертизы достаточно сложна. Определившись с основаниями обжалования результатов экспертизы, избрав один из способов обжалования, необходимо правильно сделать соответствующее заявление в суде.

    Допущенные нарушения в определении суда о ее назначении дают возможность обжаловать его через вышестоящий суд. Альтернативно при подобных нарушениях можно требовать вызова эксперта в суд для допроса либо назначить новую экспертизу.

   Главным процедурным моментом является соблюдение формы при обжаловании экспертизы. Следует подготовить письменное требование, адресованное суду. При этом, необходимо перечислить все установленные нарушения при проведении экспертизы.

   При оспаривании земельной экспертизы возможно прибегнуть к допросу независимого специалиста в суде, который пояснит в чем конкретно выразились нарушения в экспертизе и могли ли эти нарушения повлиять на выводы экспертизы.

   Важно: любое нарушение в экспертизе должно влиять на итоговые выводы эксперта.

1. Что такое трасологическая экспертиза и когда она проводится?

У этого непонятного термина очень простое определение.

Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.

Обжалование результатов трассологической экспертизы

Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.

Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.

Когда проводят трасологическую экспертизу:

  • в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
  • для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
  • когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
  • чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
  • если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.

Для чего нужно оспаривание экспертизы в суде?

Впоследствии любого дорожно-транспортного происшествия на дорожном полотне имеется масса разнообразных следов, оставленных участниками аварии.

https://www.youtube.com/watch?v=68e6V2unLUk

Трасологическая экспертиза при ДТП представляет собой процедуру их изучения и имеет наибольшую значимость при урегулировании вопроса относительно произведения страховых выплат.

Задачи исследования включают расшифровку путей хода ТС, предшествовавших дорожному происшествию, выявление места столкновения, установление обстоятельств, спровоцировавших аварию.

Термин «трасологическая экспертиза» подразумевает действие процессуального характера, производимое посредством привлечения должностного лица, обладающего соответствующими навыками, знаниями и достаточным уровнем компетенции, и включает изучение доказательств, оставленных на месте ДТП с целью выявления причин их возникновения. Понятие «следы аварии» распространяется на следующие элементы дорожного происшествия:

  • повреждения на автомобилях, в числе которых частицы краски, кусочки стекла, металла, вмятины, трещины;
  • следы от колес, оставленные на дорожном полотне или грунтовой поверхности;
  • элементы, ранее являвшиеся частью автомобиля, но утратившие целостность с ТС в результате аварии (различные технологические жидкости, стекло, металл, краска).

Процедура совокупного исследования позволяет установить обстоятельства, непосредственного виновника, а также возможность включения ДТП в рамки страхового случая.

Когда проводится

Необходимость проведения трасологической экспертизы может возникнуть в нескольких случаях.

  • Определение виновника произошедшей аварии. Как правило, происходит это, если все участники ДТП отказываются признавать себя в качестве виновника аварии.
  • Установление природы происхождения того или иного повреждения.

Второй вариант свойственен для тех случаев, когда страховая компания отказывается производить выплаты, аргументируя это тем, что определенные повреждения не могли быть нанесены ТС в рамках произошедшего происшествия.

Задачи

Основными целями экспертизы, проводимой при происшествии, являются следующие:

  • определение скорости, с которой двигались ТС перед аварией;
  • наличие или отсутствие у водителей возможности предотвратить столкновение;
  • соблюдение участниками правил движения или выявление факта нарушения таковых;
  • оценка состояния участвовавшего в аварии ТС до и после ДТП;
  • траектории движения автомобиля;
  • определение схемы расположения ТС.

Также производится предварительная оценка ущерба, причиненного транспортным средствам, являющимся участниками дорожного происшествия.

Процедура назначения трасологической экспертизы может быть проведена на любой стадии производства, направленной на расследование ДТП. Основаниями к ее проведению могут выступать такие процессуальные документы:

  • определение судебного органа;
  • постановление прокуратуры или отдела дознания;
  • ходатайство одного из участников произошедшей аварии.

В документе должны быть указаны вопросы, адресуемые эксперту, перечень материалов, передаваемых для исследования, а также основания для процедуры.

Ходатайство о проведении подается одним из участников судебного заседания в рамках рассмотрения иска о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Оно может быть заявлено как в устной, так и письменной форме. Образец документа отсутствует как таковой, однако есть пункты, указать которые важно обязательно:

  • какой организации нужно передать документы;
  • перечень вопросов, адресованных эксперту.

Окончательное решение относительно необходимости исследования выносится судьей после рассмотрения ходатайства.

Порядок проведения

Порядок проведения трасологической экспертизы подчиняется следующему алгоритму:

  • этап предварительного исследования;
  • детальное изучение аварии;
  • Обобщение полученных результатов (совокупно на этом этапе производится оценка ущерба автомобиля после ДТП);
  • письменное оформление данных.

Ходатайство или иной документ, являющийся предпосылкой для проведения исследования, включает перечень вопросов эксперту, детальное изучение которых рассматривается как начальная ступень процедуры.

Чтобы получить максимально достоверные и точные результаты проведения трасологической экспертизы, требуется предоставить должностному лицу, проводящему исследование, как можно больше информации. Необходимыми материалами являются следующие.

  • Схема произошедшего ДТП.
  • Полный пакет документов из ГИБДД, включающий протоколы о произведенных нарушениях, справки, освидетельствования и так далее.
  • Показания лиц, участвовавших в аварии, а также свидетелей произошедшего (если таковые есть).
  • Если имеются фото- и видеоматериалы, сделанные на любом этапе расследования ДТП, их также требуется приложить.
  • Обязательным является предъявление транспортных средств.

При наличии иных документов, к числу которых можно отнести, например, результаты экспертиз, проведенных другими учреждениями, следует также приложить их к основному пакету документов.

Обжалование результатов трассологической экспертизы

Сроки проведения анализа произошедшего ДТП могут варьироваться в зависимости от ряда факторов, в числе которых серьезность аварии, количество участников, характер ущерба и другие.

Проведение может занять несколько дней или недель.

При назначении исследования судом возможно предоставление эксперту определенного срока, в течение которого результаты должны быть предъявлены в судебный орган.

Сколько стоит проведение экспертизы, зависит от нюансов проводимого исследования и серьезности произошедшей аварии. Минимальная сумма составляет 2-5 тыс. руб., такая цена, как правило, соответствует исследованию аварии легкой степени тяжести. Средняя стоимость трасологии составляет 10 тыс. руб., максимальная — порядка 20 тыс. руб.

Оплата может быть произведена любым участником аварии на добровольной основе. Если виновником будет признано второе лицо, участвовавшее в ДТП, участник, оплативший экспертизу, может в судебном порядке ходатайствовать о возмещении понесенных им материальных затрат.

Трасология подразумевает наличие возможности проведения исследования дорожно-транспортного происшествия на основании ограниченного числа документации, например, только по фотографиям.

Однако результаты, которые предоставляет экспертиза после ДТП в такой ситуации, могут носить неточный характер.

Именно по указанной причине не рекомендуется производить ремонт пострадавшего в аварии транспортного средства до получения результатов экспертизы.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Оспаривание результатов проведенной экспертизы возможно. Так как трасология нередко проводится по инициативе страховой компании с целью отказа в произведении выплат или вторым участником, в интересах которого доказательство собственной невиновности, инициатива обжалования полученных данных может исходить от первого участника аварии, имеющего сомнения в достоверности материалов.

Предлагаем ознакомиться:  Обжалование торгов в суде

Вследствие того, что проведение исследования задокументировано, оспаривание подразумевает обращение несогласной стороны в судебную инстанцию. Как оспорить результат, зависит от нюансов полученного экспертного заключения. В ряде случаев необходимость в проведении повторного исследования может отсутствовать, например, из-за грубых ошибок в первичном документе.

В иных ситуациях лицу, несогласному с результатами, требуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, определение о назначении которой выносится судом. Далее постановление о результатах первой и повторной процедур будет вынесено на основании оценки и детального изучения предоставленных материалов.

Подведем итоги

Трасологическая экспертиза при ДТП является объективным исследованием, позволяющим получить сведения о виновниках аварии, характере и степени тяжести происшествия, сумме ущерба и других вопросах, имеющих значимость.

Зафиксированные документально результаты, вынесенные экспертом, не носят окончательного характера и могут быть обжалованы в рамках судебного процесса.

В целом транспортная трасологическая экспертиза является наиболее удобным средством, позволяющим решить возникшие споры, если участники отрицают виновность в произошедшей аварии или возможность появления определенных повреждений именно в рамках случившегося ДТП.

Большинство автолюбителей ничего не знают о назначении трасологической экспертизы и ее важной роли в определении виновности того или иного участника дорожно- транспортного происшествия. На дороге возможны разные ситуации.

Опытного водителя, соблюдающего ПДД, может подрезать какой-то «лихач» и спровоцировать автоаварию с тяжёлыми последствиями. Доказать свою невиновность автовладелец сможет при помощи трасологической экспертизы. Рассмотрим подробно этот вопрос.

Трасологическая экспертиза – это исследование следов оставленных, как на месте дорожно-транспортного происшествия, так на автомобилях с целью расследовать причины и обстоятельства происшествия. Ведь, в процессе каждой автомобильной аварии остается множество следов. Машины, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные следы: торможения, скольжения и т.д.

На автомобилях после столкновения остаются разные механические повреждения: царапины, задиры, вмятины и т. д. Изучение каждого отдельного следа может предоставить информацию, как развивалась авария в конкретной фазе. Исследование всех следов на транспортных средствах, ставших участниками происшествия, а также на месте столкновения дает представление о механизме ДТП.

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимают последовательность всех стадий происшествия от начала и до конца.

Правила проведения трасологической экспертизы

Эксперты-трасологи могут определить вид оставленных следов, какому транспортному средству они принадлежат, при каких обстоятельствах они были оставлены, а также, сколько с этого момента прошло времени.

Трасологическое исследование заказывают с целью:

  • выявить место автомобильной аварии – эксперт определяет место столкновения авто по особенностям осыпи стекла;
  • установить единое происхождение разных элементов – специалист должен подтвердить или опровергнуть, что найденная на месте ДТП часть бампера, принадлежит проверяемой машине;
  • определить был ли автомобиль поврежден в конкретном ДТП по следам, которые на нем остались – исследуется характер повреждений (при лобовом столкновении характерно будет поврежден передний бампер) и место удара (останутся частички краски и других материалов машины, которая «въехала» в исследуемое авто).
  • Первоначальная. Это экспертиза, проводимая первый раз. Значит, представленные на исследование образцы, поставленные перед экспертом вопросы ранее по рассматривались по делу.
  • Повторная. Данная экспертиза назначается в случае выявления противоречий, в ранее данном экспертном заключении, а так же в иных случаях, когда правильность выводов эксперта ставятся под сомнение. В подобных случаях проведение исследования поручается другому эксперту с постановкой перед ним тех же вопросов.
  • Дополнительная. Данная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты экспертного заключения. Дополнительная экспертиза может быть так же назначена в случае необходимости постановке дополнительных вопросов, то есть тех, которые ранее не были поставлены перед экспертом. Данная экспертиза поручается лицу, производившего первоначальное исследование, либо иному эксперту
  • Комиссионная. Данная экспертиза проводится специалистами одной области знаний. Максимальное их число не ограничено, однако, экспертов не может быть менее двух. Не смотря на проведение исследования несколькими лицами, готовится одно экспертное заключение, которое подписывается всеми экспертами. Между тем, эксперт, не согласившейся с выводами остальных лиц, вправе выразить несогласие в письменной форме.
  • Комплексная. Это исследование, проводимое лицами из разных областей знаний. Например, психолого-психиатрическая и другие. В данном случае эксперты проводят исследование отдельно друг от друга и готовят экспертное заключение в части, относящейся к их специализации.

2. Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

Предлагаем ознакомиться:  Выселение отца квартира записана на него

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач

Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.

Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.

Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах.

Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.

Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.

Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.

Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.

Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.

Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д.

От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.

В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.

На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.

Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.

Регламент проведения трасологической экспертизы повреждений автомобиля

Правила проведения трасологической экспертизы

Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?

Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.

Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.

В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.

Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.

Для трасологической экспертизы предоставляются:

  • схема ситуации;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • фотоматериалы с места аварии;
  • транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
  • фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
  • протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
  • документы, подтверждающие право на владение ТС;
  • справка из полиции, подтверждающая ДТП;
  • пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Правила проведения трасологической экспертизы

Эксперт-трасолог должен иметь при себе:

  • фотоаппарат;
  • масштабную линейку;
  • рулетку;
  • лупу;
  • пинцет;
  • небольшие емкости для микрочастиц;
  • слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

  • есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
  • каким объектом был поврежден автомобиль;
  • модель ТС, оставившего отпечатки;
  • какой частью было нанесено повреждение;
  • направление перемещения и угол столкновения;
  • режим движения;
  • состояние протектора;
  • механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.

Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.

В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.

К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.

Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.

Таким образом, автотехническая экспертиза является универсальным в своем роде независимым методом анализа всех факторов дорожного происшествия.

Это поможет в точности смоделировать схему ДТП и определит, как двигались его участники. Проведение экспертизы подразумевает наличие определенного пакета заключений и материалов дела. Методика трасологической экспертизы сводится к изучению следующих документов и материалов:

  1. Составленная участниками ДТП или полицией схема ситуации;
  2. Протокол, составленный правоохранительными органами;
  3. Фотоматериалы эксперта с места ДТП;
  4. Автомобили, попавшие в ДТП для изучения повреждений;
  5. и фото с транспортных средств (при наличии регистратора);
  6. Протокол проверки технического состояния авто;
  7. Справка о совершенном происшествии.

Весь перечень документов не является обязательным, но если ситуация очень тяжелая, тогда может понадобиться больше материалов.

Что делать в случае отказа в назначении повторной экспертизы?

   Проверяя законность и обоснованность судебного решения в целом, коллегия судей проанализирует и экспертное заключение.

   Таким образом, наличие экспертного заключения не предопределяет исход дела. Проконсультируйтесь с адвокатом по вопросу оспаривания экспертизы — наши советы помогут доказать Вашу правоту в деле.

   Важно своевременно и квалифицированно реагировать на появление подобного рода доказательства. В противном случае, экспертное заключение будет учтено судом при принятии решения, что затруднит процедуру обжалования судебного акта (подробнее по ссылке).

P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

   Наше новое предложение —  бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector