Нарушения прав пациента и их виды

Что считать нарушением прав

Прав у пациента достаточно много, нарушаются они тоже с разной интенсивностью и с разными последствиями. Конечно, не очень правильно сравнивать написание жалобы и месть, но и в том, и в другом случае должна присутствовать определённая доля хладнокровия и здравомыслия перед тем, как начать предпринимать определённые шаги.

Так или иначе, принято различать следующие виды нарушений прав пациента:

  1. Неправомерный отказ от оказания медицинской помощи или неполный объём оказанных услуг.
  2. Низкое качество работ, повлёкшее нарушение здоровья, дополнительные материальные затраты или смерть, невыполнение предусмотренных мер.
  3. Пренебрежение применением обезболивающих средств, приведших к физическим и моральным страданиям пациента.
  4. Требование оплаты услуг, входящих в список работ, оказываемых на бесплатной основе, в соответствии с полисом обязательного медицинского страхования.
  5. Отсутствие необходимых условий для соблюдения режима в лечебном учреждении, их несоблюдение.
  6. Отказ в предоставлении полной и своевременной информации о состоянии здоровья и планах по его улучшению, возможных рисках при применении различных способов лечения.
  7. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, вопреки пожеланию пациента.

Последствия каждого нарушения варьируются от обычного негодования до смерти пациента.

Исходя из этого, и должен решаться вопрос об адресате обращения.

Исчерпывающий список прав пациента во время его взаимоотношений с медицинскими учреждениями, изучается всеми работниками путём прохождения соответствующего теста.

Многие граждане с удивлением узнают, что их, как потребителей услуг защищает и «Закон о защите прав потребителей», также как покупателей в магазине.

В зависимости от последствий нарушения прав ответственность может также быть разной по объёму и тяжести. Есть разница между тем, что в результате халатности пациент пробыл на больничном листе дольше обычного времени, и когда в результате врачебной ошибки человек остался инвалидом (то есть обнаружилось стойкое расстройство здоровья).

Юридическая ответственность за нарушения прав потребителей и пациентов ничем не отличается от других её видов:

  1. Административная, предусмотрена трудовым кодексом РФ, и согласно ему право на её использование возложено на руководство учреждения. При наиболее массовых нарушениях прав, заключающихся в грубом отношении к посетителям со стороны медперсонала, ответственность наступает в виде необходимости написания объяснительной записки, влекущей возможность применения дисциплинарного взыскания. В случае неоднократного повторения такого поведения непосредственное руководство в лице главного врача имеет право вынести замечание с занесением в личное дело.
  2. Гражданская, в нашем случае заключается в возмещении причинённых убытков, это предусмотрено статьёй 15 Гражданского кодекса РФ. Конкретные суммы и способы возмещения определяются судом, в котором встречаются пациент и представители лечебного учреждения. Наиболее часто применяются следующие способы возмещения: оплачивается протезирование, усиленное питание, санаторное лечение, приобретение специальных корректирующих средств (инвалидных колясок и других), расходы на оплату труда нанятого персонала (если сам потерпевший не в состоянии совершать бытовые действия и ухаживать за собой). Кроме этого, в компетенцию суда входит и присуждение компенсации морального ущерба потерпевшего. Её размер рассчитывается исходя из предоставленных обеими сторонами доказательств.
  3. Уголовная является самой тяжёлой во всех смыслах, и предусмотрена законодательством. Возбуждается уголовное дело только в самых крайних, вопиющих случаях, когда последствия настолько тяжёлые, что подпадают под регулирование Уголовного кодекса РФ. Речь идёт о специальных составах преступлений, указанных в статьях 109, 118, 120, 122, 123, 124, 128, 137, 233, 235 и 292. Это уже именно преступление, а не правонарушение, как в первых двух случаях.

Санкции по ним тоже весьма различаются по своему влиянию, и включают штраф, реальное лишение свободы, или лишение права заниматься определённой профессиональной деятельностью.

Отметим, что все три вида правовой ответственности применяются ко всем организациям, занимающимся врачеванием и другой медицинской деятельностью, независимо от того, являются ли они бюджетными (государственными) или частными, работающими на платной основе. Так же как и требования нормативных актов, регламентирующих различные медицинские действия и нормы.

Куда обращаться за помощью

  • В первую очередь в администрацию медицинского учреждения, где произошел инцидент. Нередко уже на этом этапе удается урегулировать конфликт в пользу больного. Если же попытка оказалась безуспешной, следует подать письменную жалобу руководителю клиники, написанную в двух экземплярах. Не забудьте поставить пометку о ее принятии.
  • При отказе руководства клиники урегулировать ситуацию можно обратиться в страховую медицинскую компанию, к которой относится пациент. Нарушение прав пациентов относится к компетенции территориального Фонда обязательного медстрахования, именно в ТФОМС должны защищать права застрахованных граждан, проконтролировав качество и объем предоставленных услуг.
  • Если вопрос не удаётся уладить, то следующим шагом будет обращение в управление здравоохранения региона. Затем, при отсутствии реакции, составляется письменная жалоба руководителю областного Министерства, Управления или Департамента здравоохранения. Если же полученный официальный ответ не удовлетворяет, его можно использовать при обращении в судебные инстанции.

К сожалению, недостаточная правовая грамотность самого пациента, неосведомленность о правах, многочисленные формальности, бюрократизм приводят к тому, что нарушение прав пациентов остается безнаказанным. Медучреждения в большинстве случаев не спешат признавать вину, более того, нередко ответственность перекладывают либо на третьих лиц, либо на самого пациента.

Кто может помочь

Среди организаций, наделённых обязанностями по защите прав пострадавших граждан, есть принадлежащие к совершенно разным ведомствам и действующие на разных уровнях компетенции.

Как и в любой структуре, в Министерстве Здравоохранения начиная от местных больниц и поликлиник, и заканчивая самим ведомством, есть своя иерархия, с которой нужно познакомиться до того, как взять ручку или сесть за компьютер.

Местные организации и региональное (областное или республиканское) министерство здравоохранения вступает в действие в случаях, когда на нижестоящем уровне не получилось разрешить конфликт в интересах обеих сторон. Именно эти структуры обладают всеми необходимыми средствами для проведения ситуационного анализа конфликтов, в целях недопущения их в будущем.

Как наиболее щадящий метод, можно попробовать пожаловаться по «горячей линии» Минздрава и описать всю ситуацию, дать характеристику действиям медперсонала, в надежде на то, что указанными лицами хотя бы заинтересуются и возьмут их деятельность под контроль.

Фонды медицинского страхования также заинтересованы в соблюдении всех предусмотренных законом правил оказания помощи, в отсутствии конфликтных ситуаций и споров между посетителями клиник и этими организациями.

К структурам, не входящим в Министерство здравоохранения, основной задачей, которых является непосредственная защита прав и интересов всех граждан, и пациентов в том числе, относятся судебные органы и прокуратура.

Основным способом восстановления справедливости является личная инициатива и участие пациента. Но бывают ситуации, когда он не обладает достаточными физическими и моральными силами для участия в долговременных процедурах и прениях, которые неизбежно присутствуют в любом споре. Такая вероятность, в первую очередь, может быть обусловлена именно действиями врачей, которые и лежат в основе жалобы. В этом случае действовать от имени пациента будет доверенное лицо, при наличии соответствующей нотариально заверенной доверенности.

Профессионализм — выход в создавшейся ситуации

В случае возникновения сложной ситуации лучше всего воспользоваться помощью юриста. Жалоба или исковое заявление должны быть составлены юридически правильно. Обоснование доводов, изложение аргументов, ссылки на нормы законодательства и др. — от этих нюансов зависит успех защиты. Нередко приходится не только доказывать факт ошибочных действий персонала, но и указывать связь между действиями специалиста и причиненным здоровью пациента вредом. Как правило, в таких ситуациях необходимо проведение медицинской экспертизы.

Медицинские жалобы — весьма сложная категория дел в юриспруденции. Непрофессионалу адекватно оценить шансы на успех без специальных знаний довольно затруднительно. Поэтому для качественной защиты прав лучше воспользоваться помощью наших профессиональных юристов.

Роль страхового фонда

Если функции руководства самого учреждения, суда, прокуратуры или Министерства здравоохранения в сфере защиты прав пациента большинство населения неплохо себе представляют, то тот факт, что органы ОМС также имеют возможность защитить права пациента, многих удивляет.

Между тем полномочия и возможности у этой структуры весьма обширны. Принимая во внимание специфику основного направления действия, становится понятным, что пласт вопросов и претензий, с которыми страховщики разбираются в судебных органах, связан с финансовыми вопросами.

А конкретнее, каждый гражданин нашей страны, имеющий на руках полис ОМС, имеет право на получение гарантированного объёма медицинской помощи, в рамках услуг, предусмотренных полисом. Каждый регион разрабатывает и внедряет свой список таких услуг дополнительно к общему федеральному.

Виды споров, в которых органы ФОМС выступают в качестве ответчиков вместе с медицинскими организациями, бывают следующие:

  • отказ в оказании услуги, включённой в перечень ОМС;
  • оказание услуги низкого качества, повлёкшее вред здоровья или такую вероятность;
  • отказ в выборе учреждения или конкретного специалиста.

Чтобы доказать свою правоту в суде, где в качестве ответчиков будут выступать лечебная организация и представители органа ОМС, пациенту придётся затратить много времени, сил и средств на то, чтобы доказать факты нарушения сроков оказания помощи, несоответствия требованиям таких услуг или отказ от их предоставления.

Обязательным условием является наличие заключения независимой медицинской экспертизы, которую можно заранее пройти пациенту. Именно в этом документе и будет зафиксирован сам нанесённый вред, указанна конкретная ошибка или несоответствие требованиям.

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы должны выдать сотрудники ДПС в случае лишения прав
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector