Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника?

Могут ли изъять земельный участок в СНТ, находящийся в собственности

Под садоводческим товариществом понимается некоммерческая организация, участниками которой являются граждане, объединившиеся в добровольном порядке для взаимодействия по вопросам садоразведения и содержания огородов.

СНТ не предусматривает извлечение какого-либо дохода от его функционирования, кроме того, который поступает от садоводческой деятельности. Товариществами разрабатываются и принимаются собственные уставы, согласно которым они действуют.

Законодатель обязывает к оплате налога, который рассчитывается с учетом общей площади СНТ, не включая имущество, являющееся личной собственностью конкретного участника товарищества. Мероприятия по снабжению электроэнергией, газом, установке водопроводов, телефонов и прочих коммуникаций, происходят только на добровольной основе. Угроза лишения товариществом участка является всего лишь способом запугивания, когда на самом деле причин для этого не имеется.

Конфискация частного землевладения со стороны товарищества невозможна. Действующим законодательством установлены ситуации для изъятия, и они могут возникнуть лишь при наличии вины лица в отношении процесса землепользования.

Конфисковать надел у его владельца можно на основании закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Это допускается при нецелевом использовании участка, к примеру, на земле, отведенной под садоводство или огородничество, лицо ведет строительство различных объектов, или сбрасывает на территории надела строительные, бытовые, и другие отходы, нанося своими действиями урон соседним землевладениям.

Также поводом для конфискации может служить факт отчуждения надела органами местной администрации (правление СНТ на это не правомочно) в общественных интересах.

Невнесение предусмотренных денежных сумм по оплате различных взносов и благоустройства территорий не может стать причиной для лишения лица права на земельный участок. В компетенцию Общего собрания СНТ и избранного им правления такие действия не входят.

Правление СНТ при неуплате взносов может лишь фактически изолировать землевладение, а это приведет к возникновению материальных проблем во время установки коммуникаций. Такое положение весьма неудобно, так как правление этим озабочено не будет, а получить деньги в сумме, больше положенной для него, будет в его интересах.

Причины изъятия и ограничения оборота земельных участков предусмотрены нормами гражданского и земельного законодательства. Исходя из оснований, послуживших причинами для изъятия, финансовые потери владельца участка могут быть компенсированы. В отдельных случаях земли изымаются без предоставления выплат.

Решения о принудительном изъятии принимаются только в рамках судебных заседаний. Государственный орган не вправе провести эту процедуру самостоятельно.

Действующим законодательством предусмотрены 2 способа изъятия земель:

  • с предоставлением компенсационных выплат (подобные решения принимаются в тех случаях, когда земли изымаются для нужд государственного или муниципального характера);
  • без предоставления компенсаций (если собственником участка были нарушены требования по его использованию).

Инициирует вопрос об изъятии сельскохозяйственного надела уполномоченный орган, в ведении которого находятся данные территории. Подобные ситуации рассматриваются на основании искового заявления заинтересованного государственного органа. Законодательство устанавливает ограничения на инициирование процедуры изъятия в том случае, если гражданин владеет оспариваемым наделом менее 90 дней.

Если суд принимает во внимание позицию службы, контролирующей оборот земель, то в решении указывается период времени, когда необходимо произвести изъятие, объем денежных выплат, компенсирующих издержки собственника, порядок перехода прав на оспариваемый участок. Если судом принято решение отказать в предоставлении компенсационных выплат собственнику надела, это также должно отражаться в решении.

Отобрать земельный надел государственные органы вправе только при наличии веских оснований в рамках действующего законодательства. Процедура изъятия может отличаться в зависимости от характера прав пользователя участка.

Правовые основания на использование земельных угодий:

  • право собственности (наличие свидетельства, договора купли-продажи и т. д.);
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право пользования земельным наделом неограниченный срок;
  • в рамках договора аренды;
  • в результате установления сервитута (права ограниченного использования).

Из представленных правовых оснований возможность распоряжения имуществом дает только право частной собственности. Все остальные виды оснований относятся к категориям ограниченных прав.

Процедура изъятия может быть применена как к землям, находящимся в собственности, так и к участкам, пользователи которых ограничены в правах.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника?

Основания для принудительного перехода земельного участка в собственность государства следующие:

  • судебный акт с решением отобрать землю у собственника, не исполнившего свои обязательства по уплате налогов (решение передается судебным приставом для применения мер принудительного исполнения, на землю накладывается арест);
  • принятие на муниципальном уровне нормативного акта о реквизиции (наличие обстоятельств чрезвычайного характера, для устранения которых необходимо владение спорным наделом земли);
  • судебное решение о конфискации имущества, в том числе земельного участка (применяется в качестве наказания лица, совершившего тяжкое преступление);
  • нормативный акт органа местного самоуправления об изъятии надела в связи с государственной необходимостью (прокладка коммуникаций, строительство дорог, возведение объектов социального значения);
  • судебный акт о переходе прав на участок в пользу государства в связи с нецелевым использованием земли со стороны собственника (использовался с нарушением установленных законодательством требований);
  • заключение, сформированное по результатам проведенной экспертизы на предмет плодородности почвы (деятельность собственника повлекла ухудшение свойств земли);
  • решение суда об изъятии участка в связи с тем, что земля длительное время не возделывалась (участок считается заброшенным, если сельскохозяйственные работы на нем не проводились более 3 лет).

Предоставление денежных выплат со стороны государственных органов за изъятие участка у собственника, возможно только в случае перехода прав на землю в целях государственной необходимости. В большинстве случаев, в этой ситуации собственник сам вправе назвать цену, за которую он готов уступить свои права.

В отдельных случаях, уполномоченный орган устанавливает цену участка самостоятельно, расчет ведется исходя из рыночной стоимости земель конкретной местности. При изъятии земель в государственных целях, владелец участка, как правило, не несет никаких убытков.

Изъятие наделов по причине недобросовестного использования происходит не только при наличии вины собственника, но и в случаях нарушений, совершенных в результате незнания свойств почвы, некомпетентности в вопросах посева сельскохозяйственных культур (использование опасных для экологической обстановки удобрений, бездействие, повлекшее за собой гибель урожая, заражение почвы и т. д.).

Участок, отобранный у владельца, передается в ведение муниципального органа, ответственного за оборот земель. Дальнейшая судьба надела решается уполномоченным органом, в компетенцию которого входит передача земли другому гражданину или организации на праве собственности, срочного или бессрочного использования.

Новым хозяином участка должен строго соблюдаться целевой характер земельных угодий, в противном случае его постигнет та же участь, что и прежнего владельца, участок будет отобран в пользу государства.

Если надел передается на основании договора аренды, то при нарушении правил целевого использования, данный договор будет расторгнут в досрочном порядке.

Действующее законодательство допускает возможность изъять участок земли, который является собственностью физического лица. Однако изъять его можно только в соответствии с порядком, который предусмотрен действующими нормативно-правовыми актами.

Процедура лишения земли лица, являющегося садоводом, огородником, дачником, установлена положениями п. 2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту ФЗ-66), а также частью 3 ст.35 Конституции РФ, ст.44 ЗК РФ, ст.284-287 ГК РФ.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника?

Внимание! Из системного толкования указанных норм можно сделать следующие выводы:

  • Для того, чтобы лишить садовода, огородника или дачника участка земли, должны быть выявлены нарушения, которые совершены им умышленно и систематически. В качестве таких нарушений могут выступать, например, неиспользование в соответствии с целевым назначением участка земли, который принадлежит лицу на основании права собственности;
  • В качестве обязательного условия изъятия участка земли, который находится в составе СНТ, выступает обязательное уведомление собственника о том, что он допускает нарушения, которые могут стать основаниями для последующего изъятия земли из собственности;
  • Лишить права собственности лица на участок земли может только судебный орган. Внесудебные процедуры не применяются к таким правоотношениям;
  • Вопрос об изъятии участка земли может быть инициирован только уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Только при наличии решения такого органа допускается обращение с исковым требованием в судебный орган;
  • Изъять земельный участок можно только на основании его реализации путем проведения торгов. Не допускается передача участка СНТ в собственность третьему лицу. Заинтересованные лица вправе участвовать в торгах на общих основаниях;
  • Обратите внимание, не допускается изъятие участка земли для СНТ в том случае, когда собственник не платит членские или какие-либо еще взносы. Лишение членства садовода не влечет прекращения права собственности на участок земли. Такое лицо становится индивидуальным садоводом;
  • СНТ не обладает правом лишить садовода участка земли.

Выше представлены основные аспекты лишения садовода права собственности в отношении участка земли.

Законодательная база

Все вопросы касаемо использования земельных участков, в частности, их целевого назначения, регулируются ст. 7 Земельного кодекса РФ. Согласно закону земли бывают:

  • из водного фонда;
  • из лесного фонда;
  • из резервного фонда (запасные);
  • объектами, относящимися к охраняемым территориям;
  • из промышленного фонда;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов.
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли проверить машину на угон и как это сделать

Право пользования земельным участком определено в ст. 42 ЗК РФ, в которой отмечено, что собственники могут использования земельный надел только по целевому назначению, не подлежащему самовольному изменению (данные о земельном участке четко прописываются в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации).

Нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции в соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ. Отдельные статьи земельного законодательства регулируют порядок изъятия земельного участка у владельца или собственника. Так, реквизиция участка происходит в соответствии со ст. 51 и ст. 66 ЗК РФ, выкуп участка для нужд государства или муниципалитета регулируется ст.

  • совершение преступления, наказание за которое предусматривает конфискацию имущества;
  • реквизиция при возникновение чрезвычайной ситуации;
  • выкуп государством или муниципалитетом;
  • конфискация земли в связи ненадлежащим использованием;
  • изъятие в связи с неисполнением залоговых обязательств по кредитному договору.

В зависимости от обстоятельств, возникших для изъятия земельного участка, законом предусмотрен определенный порядок в каждом отдельном случае. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Итак, законодательство предусматривает основания, по которым допускается изъятие земельного участка:

  • Изъятие участка земли в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Такими целями являются:
  • Исполнение обязательства, которое предусмотрено соглашением между РФ и иностранным государством;
  • На участке земли располагается постройка или иной объект, который имеет федеральное, региональное или местное значение;
  • Ведение работ, которые направлены на использование недр;
  • Иные виды деятельности, которые установлены нормативными актами РФ;
  • Земельный участок используется не по предусмотренному законодательством назначению, либо вообще участок не используется;
  • Собственник совершает действия, которые противоречат нормам земельного законодательства РФ;
  • Возникновение чрезвычайных обстоятельств, которые могут быть устранены только в связи с использованием определенного участка земли;
  • Совершение собственником участка деяния, которое признается преступлением.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием

Возможно ли изъятие у безответственного хозяина надела в СНТ, который не эксплуатируется в течение нескольких лет, и последующая передача его другому лицу?

Забрать землевладение, которое не используется просто по воле Правления товарищества или владельцев соседних земель и отдать, либо осуществить продажу его другому гражданину однозначно невозможно. Земельным кодексом РФ и другим законодательством о садовых некоммерческих товариществах этого не предусмотрено, поэтому указанные действия противозаконны.

Любые товарищества и находящиеся в них наделы являются собственностью государства или муниципалитета и контролирует их местная администрация, которая устанавливает оценку сотки земель, конфискованных и выставленных на торги.

Именно главой местной администрации выносится решение о разрешении выставить участок на аукцион. Когда землевладение фактически заброшено, а его владельцы отсутствуют в течение нескольких лет, накапливаются долги по членским взносам, оплате электроэнергии, водоснабжения, различных сборов и тому подобное. При этом некоторые договоры аренды земли предусматривают определенные условия по эксплуатации объекта.

Например, в документах может быть оговорена обязанность лица в течение определенного времени построить на участке объект недвижимости или содержать обозначенное количество плодовых культур и так далее.

В таком случае Председателем Правления созывается собрание, на котором участники СНТ извещаются о том, что брошенные наделы на законном основании подлежат выставлению на аукцион либо торги, в соответствии с правилами о принудительном прекращении землепользования, предусмотренными статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.

Законодатель предусматривает несколько оснований для изъятия имущества.

Они состоят в следующем:

  • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
    • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
    • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
    • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
    • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
  • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
  • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
  • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
  • совершение землевладельцем преступления.

Полномочиями по вынесению Постановления об изъятии землевладения для муниципальных нужд путем выкупа наделяются уполномоченные органы исполнительной власти каждого конкретного субъекта Российской Федерации. После изъятия надела у собственника, его права сразу же утрачиваются, а если имущество находилось в аренде – это приводит к расторжению соответствующего договора.

Землевладелец при этом оформляет с органами государственной власти специальное соглашение об изъятии. Проект договора разрабатывается указанными органами.

Механизм изъятия земель сельскохозяйственного назначения следующий:

  • инициатива со стороны государственного органа с указанием мотивированных причин подобных действий (направление соответствующего заявления в судебную инстанцию);
  • информирование владельца земли о неправомерном использовании участка и необходимости его изъятия;
  • запрос о предоставлении сведений из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия информации об участке в службе кадастра, участок изымается как бесхозный, без предоставления компенсационных выплат);
  • владелец участка проводит оценку своего участка с помощью сотрудников специализированных организаций (в том случае, если участок изымается в государственных целях и предоставление компенсации является обязательным);
  • направление ходатайства в уполномоченный орган, контролирующий оборот земельных угодий на территории данного региона, о выплате компенсации в размере определенной оценочными документами;
  • принятие решения органом местной администрации о перечислении компенсационных выплат или предоставлении равноценного участка (находящегося в данном муниципальном образовании, такой же площади, что и прежний участок);
  • заключение соглашения с уполномоченным органом о переходе прав на изъятый земельный надел в пользу государства. В соглашении обязательно укажите сроки, порядок и размер компенсационных выплат и характеристики участка, предоставляемого взамен изъятому.

На основании принятого решения органом государственной власти муниципального уровня разрабатывается и утверждается постановление о необходимости отчуждения земельного надела у собственника.

В постановлении в обязательном порядке указываются данные владельца (ФИО, контактная информация, паспортные данные), причины, послужившие изъятию земли, основания, на которых базируется данное решения (акт комиссии по землепользованию, экспертное заключение, результаты проб состава почвы и т. д.), а также точные характеристики земельного надела (местонахождение, размер, целевое предназначение и т. д.).

Предлагаем ознакомиться:  Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии

Хотя законодательная база об изъятии земель в случае ненадлежащего использования существует уже давно, многие признают ее неэффективность и отсутствие четких процедур.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника?

Гражданский кодекс

Так, в Гражданском кодексе РФ [1] этому вопросу посвящены три статьи:

  • Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используетсяв соответствии с его целевым назначением
  • Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства
  • Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Основание 1

Основание 2

Неиспользование земельного участка в соответствии с целевым назначением

Использование земельного участка с нарушением

Относится только к земельным участкам сельскохозяйственного назначения или участкам, предназначенным для строительства

Относится ко всем категориям участков

Земля изымается у собственников

Земля изымается у собственников

Земля изымается в случае неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет. При этом в данный период не включается время для освоения участка и время, в течение которого участок нельзя было использовать по целевому назначению по причине стихийных бедствий или других обстоятельств, исключающих такое использование.

Земля изымается в случае грубых нарушений правил рационального использования, в частности, если 1)участок используется не в соответствии с его целевым назначением (в отличие от первого основания применяется ко всем категориям земель) или 2) его использование приводит ксущественному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо 3)значительному ухудшению экологической обстановки.

В Гражданском кодексе нет толкования понятия ненадлежащего использования. Вместо этого из статьи 286 становится понятным, что под этим термином понимаются два описанных выше основания. В этой статье также предусмотрено, что органы государственной власти, отвечающие за принятие решения об изъятии и обязательное заблаговременное предупреждение собственников участков, а также порядок самого предупреждения определены в земельном законодательстве. Но на данный момент таких положений в Земельном кодексе нет.

1)  собственник земельного участка согласен с решением об изъятии; письменно уведомляет об этом орган, принявший решение об изъятии; в итоге участок продается на публичных торгах;

2)  собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии; орган, принявший решение об изъятии, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Земельный кодекс

В Земельном кодексе [2] вопросам изъятия земельных участков посвящены статьи:

  • Статья 44. Основания прекращения права собственности
  • Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения
  • Статья 46. Основания прекращения аренды
  • Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования
  • Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования

Наиболее короткой из этого списка является статья 44. В ней обозначено «Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (то есть, при продаже, дарении и прочих сделках на добровольной основе), отказе собственника от права собственности на земельный участок (также добровольный отказ с написанием соответствующего заявления), по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством».

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Изъятие для государственных нужд земельного участка допускается только в случаях, которые предусмотрены ст. 49 ЗК РФ. Выкуп в этом случае производится непосредственно РФ в лице уполномоченных органов.

Решение о необходимости выкупа принимается федеральным или региональным органом власти.

Процедура изъятия предполагает, что государственные органы осуществят изъятие на договорной основе, возмещая собственнику в денежном выражении потерянное право собственности. Оформляется такой выкуп соответственно соглашением.

Учтите! Собственник обладает правом получить средства не только за сам участок земли, но и за убытки, которые он понесет в связи с его изъятием.

Участок может быть заменен на иной недвижимый объект, который равен по стоимости земельному участку.

Обратите внимание на то, что период, в течение которого производится изъятие, устанавливается судебным органом, как и сумма, подлежащая возмещению государственным органом.

В качестве муниципальных нужд выступают нужды по развитию имеющейся территории. Изъять земли муниципалитет может только в пределах территории, в отношении которой принято решение о развитии и заключено соглашение с исполнителем.

Внимание! Решение подлежит принятию только на основании проекта планирования или межевания территории. В течение 7 дней после принятия проекта он подлежит направлению собственнику земли.

В случае отказа собственника добровольно передать землю на основании соглашения материалы передаются в суд. Денежные средства перечисляются на счет, представленный собственником земельного участия. Обжалованию подлежит только сумма, которая установлена для возмещения.

Пример заполнения соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества (1)

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка.

Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Реквизиция земельного участка

Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.

Конфискация земельного участка

Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.

В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется на публичных торгах по продаже недвижимого имущества. Земельный участок не может быть конфискован:

  • если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
  • если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.
Предлагаем ознакомиться:  Увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания

Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием

Допускается ли законом изъятие земельного участка СНТ у собственника, который не использует его в течение нескольких лет, и может ли он быть передан иному лицу?

Помните! Не допускается изъятие земельного участка, который принадлежит собственнику и не используется только на основании правления товарищества. Подобные действия будут являться нарушением действующего законодательства.

Каждое товарищество, а также участки, которые расположены на его территории, являются собственностью либо государства, либо муниципалитета, которые устанавливают, в свою очередь, оценку земельного участка и выставляют его на торги. Это означает, что разрешение о выставлении участка на торги вправе принимать глава администрации.

В случае, если земля фактически на протяжении нескольких лет является заброшенной, то, соответственно, в ее отношении имеется задолженность по оплате электроэнергии, водоснабжения и иных сборов.

Для передачи прав на подобные участки председатель правления должен созвать собрание, в процессе которого участники должны быть извещены о том, что заброшенные участки на законном основании подлежат выставлению на аукцион либо торги в соответствии с правилами о принудительном прекращении землепользования, предусмотренными статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.

Кроме вышеназванных оснований земельный участок может быть изъят в связи с его нецелевым использованием либо использованием с нарушением законодательства, в частности, если данный земельный надел не используется владельцем более 3-х лет (ст. 284 – 286 ГК РФ), чаще всего, данный вопрос касается дачных земельных участков.

В названный временной отрезок не входит период, выделенный для освоения земли, а также период, когда использование участка было невозможно в связи с возникновением стихийных обстоятельств, которые бы препятствовали полноценной эксплуатации имущества. Основные признаки ненадлежащего использования земельного надела определены Перечнем, утвержденном постановлением Правительства РФ №369 от 23 апреля 2012 г., и включают в себя:

  • высокое содержание сорных трав (более 30%);
  • отсутствие факта проведения работ по возделыванию и обработке земельного участка, а также уходе за ним в период владения;
  • высокий уровень закустаренности, залесенности или заболоченности;
  • ухудшение качества почвы и экологической ситуации в целом, вызванные применением химических средств.

В случае несогласия владельца земельного надела с изъятием имущества, он имеет право подать в суд исковое заявление с требованием о возврате земельного участка.

Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство;

огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)). Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения.

К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки.

Штрафы, предусмотренные за нецелевое использование земельного участка, существенно выросли в последние годы и составляют: при наличии кадастровой стоимости:

  • для физических лиц собственников земли — от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
  • для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);

при отсутствии кадастровой стоимости размер штрафа будет фиксированным:

  • для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3-х лет подряд составляют:

  • для физических лиц, собственников участков — до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
  • для юридических лиц — от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).

Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:

  • для физических лиц — до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
  • для юридических лиц — до 10%, (минимум 200 000 рублей)

Пример заполнения соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества (1)

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств. Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены.

Судебная практика

В ходе изучения судебной практики было установлено, что зачастую государственные органы лишены права изъятия участка в связи с несоблюдением порядка изъятия земли.

Зачастую судебные органы не удовлетворяют заявленные требования по следующим причинам:

  • органами была нарушена процедура;
  • собственник не был уведомлен в соответствии с установленным порядком;
  • проведение с нарушением процедуры оценки;
  • заключение соглашения с нарушением норм права;
  • отсутствие факта возмещения убытков собственника;
  • нарушение порядка.

Случается и так, что государственные органы в процессе изъятия земельного участка осознанно нарушают установленные законом требования к процедуре.

Ст. 60-62 ЗК РФ предусматриваются меры, которые позволяют собственникам защитить свои права в отношении земли в случае ее изъятия. Однако применение этих мер осложнено наличием публичной нужды и расходами, которые несет государство.

Процедура защиты или восстановления прав, которые нарушены органами государственной власти, является основанием для появления у государственных органов дополнительных расходов.

На основании результатов анализа судебной статистики, напрашивается вывод о том, что в качестве положительного является решение, которое обязывает государственные органы осуществить завершение процесса изъятия в соответствии с установленным законодательством (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А20-4048/2010 от 13.02.2012).

В соответствии с мнением судов, наиболее существенной мерой защиты прав собственников является обращение в суд с исковым требованием о компенсации понесенных собственником расходов, связанных с изъятием государством участка земли.

В качестве показательной можно использовать позицию Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по делу № 82-КГ13-5.

Так, суд пришел к выводу о том, что нарушение порядка изъятия не означает, что изъятия не произошло, а это означает, что подлежат определению и возмещению убытки, понесенные правообладателем. Подобные позиции указаны в делах № А01-602/2010и № А61-2013/2010.

В связи с этим государственные органы должны помнить о том, что несоблюдение порядка, предусмотренного законом, чревато не только отказом суда в передаче прав на участок, но и в наложении обязательства по компенсации всех убытков, понесенных бывшим собственником.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector