Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Общее у проверок ККТ и полноты учета выручки

Проверка начинается с предъявления поручения на проверку. Пока вам не предъявят этот документ, вы можете не общаться с инспекторами. Поручение должно быть подписано руководителем инспекциипп. 19, 28 Регламента 132н; пп. 19, 23 Регламента 133н.

При проверке у инспекторов есть правоп. 7 Регламента 132н; п. 7 Регламента 133н:

  • получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
  • получить от вас любые документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также с учетом денег (последние — только при проверке полноты учета выручки);
  • требовать от вас объяснения и сведения по предмету проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Оба Регламента предписывают инспекторам проводить осмотр и инвентаризацию, а также привлекать сторонних специалистов для проведения экспертизып. 40 Регламента 132н; п. 35 Регламента 133н.

У вас есть право присутствовать при проведении проверки. А что, если директор (другой законный представитель организации) или предприниматель отсутствует и поэтому не может ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его? Тогда инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без негоп. 29 Регламента 132н; п. 24 Регламента 133н.

Все ваши объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, лучше оформлять письменно — тогда инспекторы должны будут приложить их к материалам проверки.

В конце проверки, когда налоговики составят акт, вам нужно прочитать его и поставить там отметку о вашем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Возражения можно вписать в сам акт или оформить отдельным документом. Акт инспекторы должны составить в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (предпринимателю) и затем передать ему один экземпляр.

Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Он не может быть больше 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения на проверку полноты учета выручки и 5 рабочих дней — с даты выписки поручения на проверку применения ККТ.

Инспекторы будутпп. 35—40 Регламента 133н:

  • сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
  • сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
  • изучать правильность оформления кассовых документов.

Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручкип. 1 ст. 7 Закона от 21.03.91 № 943-1. Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за нихп. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Последовательность действий проверяющих такова.

ЭТАП 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т. п.). Результат фиксируют в акте проверкип. 25 Регламента 132н.

То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАСПостановление Президиума ВАС от 16.06.2009 № 1988/09. Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно.

Предлагаем ознакомиться:  Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя).

ЭТАП 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.

ЭТАП 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверкипп. 34, 37, 38 Регламента 132н.

Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет.

ЭТАП 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

1. Наличная выручка направлена на погашение или выдачу займа

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Согласно Указанию Центробанка от 07.10.13 № 3073-У (далее — Указание № 3073-У) организации и предприниматели не вправе расходовать свою наличную выручку на погашение и выдачу займов. Данные выплаты разрешено делать только за счет денег, поступивших в кассу с банковского счета (подробнее см. «Центробанк изменил порядок расходования наличной выручки и соблюдения лимита наличных расчетов»).

Несмотря на это многие компании и ИП все же рассчитываются по займам именно из денег, внесенных в кассу покупателями. Возникает вопрос: могут ли налоговики привлечь их к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ? Мы считаем, что не могут, поскольку перечень нарушений, подпадающих под эту статью, является закрытым, и нецелевого расходования наличной выручки там нет. Но налоговики зачастую придерживаются иного мнения и штрафуют нарушителей.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть примеры, когда суд признал, что объективная сторона состава правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ отсутствует, и отменил санкцию (см., в частности, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.15 № А40-46969/2015 и Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.15 № А41-56698/14).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Но нередко судьи соглашаются с инспекторами и подтверждают, что в случае выдачи или возврата займа за счет наличной выручки административный штраф законен. Подобный вывод сделан, к примеру, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.15 № А40-86858/15. Не исключено, что и в дальнейшем судьи будут принимать такие решения. Поэтому расчетов по займам из наличной выручки лучше по возможности избегать.

Как и какие документы у вас могут потребовать

Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверкип. 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н. Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т. д.)подп. 2 п. 7 Регламента 132н; подп. 2 п. 7 Регламента 133н.

Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копиип. 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н. Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протоколч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ.

В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать — всегда просите список требуемых бумаг.

Предлагаем ознакомиться:  Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафоватьст. 19.7 КоАП РФ. Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.

Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.

В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге?

Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки — полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа — расходования наличных из кассы.

4. Лимит остатка наличных денег рассчитан исходя из завышенного значения выручки

В общем случае наличные расчеты между двумя юридическими лицами, двумя ИП, либо между юридическим лицом и ИП не могут превышать 100 000 руб. по одному договору. Это прямо следует из Указания № 3073-У. Несоблюдение данного лимита является административным правонарушением, подпадающим под статью 15.1 КоАП РФ.

Случается, что компании и предприниматели, желая обойти запрет и избежать наказания, идут на хитрость. Они разбивают сумму, превышающую 100 000 рублей, на несколько платежей, и для каждой заключают свой отдельный договор. В итоге наличные расчеты по каждому такому договору укладываются в лимит, что позволяет формально соблюсти требования Центробанка.

Инспекторы разоблачают уловку и заявляют, что все «мелкие» договоры с одним и тем же контрагентом нужно рассматривать как единую сделку. Поскольку наличные расчеты по единой сделке в сумме превышают 100 000 рублей, нарушителя необходимо оштрафовать. Однако суды отклоняют доводы налоговиков и подчеркивают, что подписание нескольких договоров со сходным содержанием не доказывает превышение лимита. Соответственно, санкцию применять нельзя (см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.15 № А41-27520/15).

Избежать наказания удается и организациям, которые заключают так называемые рамочные договоры. Это соглашения, где условия сделки не детализированы, а прописаны лишь в общих чертах.

Если организация или предприниматель превысит лимит наличных расчетов по рамочному договору, штраф, скорее всего, платить не придется. Дело в том, что рамочный договор не подходит под определение договора, приведенное в Гражданском кодексе. Действительно, договор считается заключенным, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям (п.1 ст. 432 ГК РФ).

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

А для договора купли-продажи существенным является условие о наименовании и количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Такая информация в рамочном договоре отсутствует, поэтому его нельзя признать договором в целях применения Указания № 3073-У. Отсюда следует, что лимит наличных расчетов по одному рамочному договору соблюдать не обязательно. К таким выводам приходят судьи (см., в частности, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.15 № А62-2518/2015).

Организации могут рассчитывать лимит остатка наличных денег одним из двух способов: из объема поступлений либо из объема выдачи наличности. Компании, выбравшие первый способ, в качестве объема поступлений должны использовать выручку за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Об этом говорится в приложении к Указанию № 3210-У.

Проверяя кассовую дисциплину, налоговики контролируют, какие показатели учтены в составе поступлений. Если сюда помимо выручки включены другие суммы, инспекторы делают вывод, что объем поступлений необоснованно завышен. Следовательно, завышен и размер лимита. Данное нарушение, по мнению сотрудников ИФНС, подпадает под штраф согласно статье 15.1 КоАП РФ.

Судьи поддерживают налоговиков. Примером может служить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.15 № А21-2495/2015. Предметом спора стала величина лимита остатка наличных денег, рассчитанная исходя из объема поступлений. Определяя величину поступлений, компания учла не только выручку, но и другие суммы, отраженные по дебету счета 50 «Касса».

Предлагаем ознакомиться:  Безвестно отсутствующий гражданин: что это такое и как правильно оформить документ о признании

3. Обособленное подразделение не ведет кассовую книгу

Для обособленных подразделений, принимающих наличную выручку в собственные кассы, предусмотрен следующий порядок действий. В момент поступления денег кассир должен оформить приходный кассовый ордер, а в конце дня данные по всем ордерам отразить в кассовой книге. Затем копию листа кассовой книги необходимо передать в головную организацию, причем порядок и сроки передачи утверждает руководство компании. Эти правила закреплены в Указании Центробанка от 11.03.14 № 3210-У (далее — Указание № 3210-У).

На практике компании далеко не всегда придерживаются указанного алгоритма. Самым распространенным нарушением является отсутствие кассовых документов, в том числе кассовой книги. В этом случае подразделения просто сдают выручку в кассу головного офиса без оформления каких-либо бумаг.

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Инспекторы при проверке назначают штраф на основании статьи 15.1 КоАП РФ, а организации обжалуют санкции. Отстаивая свою правоту, налогоплательщики заявляют: раз центральная бухгалтерия ведет кассовую книгу, то подразделениям не обязательно делать то же самое. Но такие аргументы не принимаются судьями.

С их точки зрения отсутствие записи в кассовой книге подразделения означает, что наличность не оприходована, и кассовая дисциплины не соблюдена. Как следствие, штрафы признаются законными (см., постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.15 № А13-6604/2015 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.15 № А76-24659/2014).

Иногда налогоплательщики считают, что вести кассовую книгу должны лишь те подразделения, которые отвечают критериям, приведенным в Налоговом кодексе. Так, организация из Йошкар-Олы открыла новый салон в своем административно-территориальном образовании. При этом руководство сослалось на статью 11 НК РФ.

Данные рассуждения были признаны ошибочными, потому что в Указании № 3210-У приведен другой (причем, единственный) критерий обособленного подразделения. Это наличие одного или нескольких обособленных рабочих мест. При решении вопроса о соблюдении кассовой дисциплины руководствоваться нужно не Налоговым кодексом, а Указанием № 3210-У.

Что в результате

По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.

Современные ККТ гораздо умнее и «функциональнее» своих предшественников. Поэтому с их помощью можно получить и проверить значительно больше данных

По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.

Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?

Штраф — от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателейпримечание к ст. 2.4 КоАП РФ — возможенч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ:

  • за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
  • несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
  • накопление в кассе наличных сверх лимита;
  • расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договоруп. 1 Указания ЦБ от 20.06.2007 № 1843-У.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. — директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — организацию инспекторы могутч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • за неприменение ККТ или БСО;
  • применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
  • применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
  • применение БСО с нарушением требований к ним;
  • невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).

Минфин предлагает «пострадавшим» от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно — в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши правапп. 61, 68, 69, 72 Регламента 132н; пп. 62, 68, 69, 79 Регламента 133н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector