Скрылся с места ДТП: что делать и чем грозит в 2020?

В каком случае можно покинуть место происшествия

После аварии участники происшествия обязаны оставаться на своих местах. Прибытие сотрудников ГИБДД позволит на месте определить детали случившегося. Свидетелям, если есть такая возможность, также необходимо лично засвидетельствовать правонарушение.

У каждого участника дорожного движения есть обязанности и права. Пострадавшие и виновные лица в результате аварии также обязаны соблюдать определенные правила. Основные нормы, регламентированные законом РФ:

  • владелец ТС обязан остановить автомобиль, если есть такая возможность – оставаться в нем до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • он включает аварийный режим, остается спокойным, держит эмоции под контролем;
  • если есть возможность, владелец ТС устанавливает на дороге аварийный знак;
  • нельзя передвигать предметы, забирать части пострадавшего автомобиля с дороги, если они не препятствуют общему движению автомобилей;
  • владелец ТС обязан оценить обстановку, рассмотреть пострадавших, помочь им, если у него есть такая возможность.

Наличие пострадавших вносит определенные изменения в порядок действия участника ДТП. Он обязан оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую, сотрудников ГИБДД.

Свидетельские показания также пригодятся, поэтому по возможности участник ДТП записывает контактные данные очевидцев.

Законодательством России определены случаи, когда автомобилист вправе покинуть место аварии. До прибытия сотрудников ГИБДД, даже если составляется европротокол, нельзя перемещать автомобиль.

Другой случай, если пострадавшие нуждаются в срочной помощи, а рядом нет других транспортных средств. Для водителя приоритетной задачей является помощь тем, кто пострадал. Наказание за отъезд с места аварии для помощи пострадавшим не усугубляется.

Для документального подтверждения места аварии используется видеозапись на телефон, другое устройство. Когда пострадавшего заберут медицинские работники, участник ДТП обязан вернуться в автомобиль или посетить пост ДПС.

Перемещение ТС допускается, когда авария становится причиной пробок, проблем в правильной регулировке дорожного движения. Водитель берет на себя ответственность самостоятельно определить, насколько положение ТС мешает другими автомобилям.

Если из-за происшествия прекращено движение других автомобилей, автомобилист фиксирует происшествие – фото, видеосъемка. Он записывает данные очевидцев, их адреса, контактные номера. Затем гражданин убирает автомобиль с проезжей части и дожидается сотрудников ГИБДД.

Еще один случай, когда удастся без проблем покинуть место происшествия – если участники договорились между собой, пришли к единому соглашению. Инцидент решается сразу без привлечения сотрудников ГИБДД. Участники подписывают расписку об отсутствии встречных претензий.

Составление европротокола также исключает необходимость привлечения ГИБДД: по факту составления протокола участники происшествия покидают место аварии.

Устное разрешение сотрудников полиции позволяет покинуть место происшествия. Остальные случаи являются прямым нарушением законодательства.

За последние годы в Госдуму были внесены многочисленные правки в наказание за оставление места аварии. Тяжесть ответственности, по мнению депутатов России, должна быть выше. Новая статья, находящаяся на рассмотрении и доработке, предполагает наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 5 лет.

Действия нарушителя закона будут квалифицироваться, как оставление человека в опасности. Состоянием на 2019 года КоАП не включает штрафы за безответственное поведение после ДТП.

Если водитель пребывал в состоянии стресса и не сумел вовремя заметить последствия своих действий, наказание смягчается. Нарушение не считается грубым, учитывая сложное психоэмоциональное состояние участника ДТП. Намерение покинуть место аварии является решающим. Водитель целенаправленно нарушает законодательство России.

Если судья не увидит состава преступления, дело будет закрыто: часто так решаются вопросы, связанные с тем, что водитель не увидел, как задел чужой автомобиль.

Спорные случаи рассматриваются более детально. На наказание влияет состояние автомобилиста. Вину отягощает алкогольное, наркотическое опьянение. Состояние аффекта смягчает наказание. Если водитель сначала сбежал, а спустя несколько дней признался в содеянном, он вправе избежать самого строгого наказания.

При незначительном

Статья 12 КоАП регулирует форму и тяжесть наказания. Само понятие неумышленного правонарушения в законодательных актах отсутствует, но в них есть множество смягчающих вину обстоятельств. Самые низкие показатели наказания при незначительном повреждении пострадавшего автомобиля.

Скрылся с места ДТП: что делать и чем грозит в 2020?

Масштабность происшествия является решающей. Факт аварии был, но размер возмещения ущерба самый минимальный. Для подтверждения данных проводится дополнительная, независимая экспертиза.

В деле важно каждое смягчающее обстоятельство. Если водителю удалось скрыться, но пострадавшая сторона не выдвигает дополнительные требования – проводится стандартная компенсация убытков по соглашению сторон. Незначительные убытки предполагают, что пострадал только автомобиль.

С пострадавшими

Если в результате аварии пострадал и автомобиль, и человек, тогда преступление переходит в другую категорию. Водитель, покинувший место аварии, не предоставивший первую помощь пострадавшему, только отягощает свое положение.

Факт оставления места аварии, чтобы помочь пострадавшему, работает на руку виновнику. Ему не будут предъявляться дополнительные обвинения. Поведение виновника влияет на срок конфискации автомобиля и срок лишения водительских прав.

Смягчающие обстоятельства:

  • признание, раскаянье;
  • добровольная сдача – виновник сам вызвал сотрудников ГИБДД, сотрудничал, помогал пострадавшим;
  • содействие расследованию;
  • компенсация всего материального ущерба;
  • доказательства, что виновник пребывал в состоянии аффекта;
  • особый статус водителя – несовершеннолетнее лицо, беременная женщина.

Полное снятие ответственности законодательством не предусмотрено, потому что есть пострадавший, его интересы стоят выше. Если в результате аварии удалось задеть и другие авто, компенсация рассчитывается на все ТС: дополнительно проводится независимая экспертиза, авто направляется в АЗС.

С летальным исходом

Самый тяжелый случай, если в результате аварии один из пострадавших погиб. Летальный исход само по себе отягощающее обстоятельство.

Если водитель не хочет нести ответственность, сбегает с места аварии, он сам усугубляет свое положение. Сдаться добровольно – первый, самый значимый шаг виновника ДТП.

Скрылся с места ДТП: что делать и чем грозит в 2020?

Сбежавшего водителя объявляют в розыск, а как только находят – заключают под стражу. До суда его не выпустят, чтобы избежать повторного побега. Неумышленность действий после побега доказать очень сложно. Срок лишения свободы будет максимально высоким.

Статьи КоАП едины для всех: пострадавший и виновник, покинувший место аварии, являются нарушителем закона. Обоюдный побег не смягчает вину и ответственность сторон.

Другой случай, если сначала водители пришли к соглашению, а позже один из них выдвинул претензии. Он вызывал сотрудников ДПС, составил протокол.

https://www.youtube.com/watch?v=7D2gfX6LMSo

Второй участник автоматически является тем, кто покинул место аварии. Чтобы предотвратить опасный момент в будущем, соглашение сторон фиксируется документально с подписями и подтверждением свидетелей.

Неумышленное покидание места аварии, когда нарушение ПДД не было замечено, доказывается определенными обстоятельствами: голословные заявления виновника не берутся во внимание.

Владелец ТС обязан доказать что из-за погодных условий была плохая видимость, что из-за незначительности ДТП не было никакого подозрительного звука. Неумышленное и умышленное нарушение фактически имеют одинаковое наказание. Если была поцарапана чужая машина, придется оплачивать ее ремонт.

Если вы прямо сейчас стоите на месте аварии, где второй участник исчез, то промедление может стоить больших денег. Поэтому постараемся быстро ответить на ваш вопрос, но нам нужно выяснить некоторые обстоятельства ДТП.

Вам известны госномера второго участника ДТП?

У вас есть видеорегистратор, записавший номера?

Столкновение могло быть гипотетически настолько слабым, что скрывшийся водитель мог не заметить ДТП?

Да, моглоНет, не могло быть

Выполните обязанности по ПДД: выставите знак аварийной остановки, включите «аварийку» и вызовите сотрудников ГИБДД, сообщив им данные скрывшегося автомобиля. Сфотографируйте и/или снимите на видео следы ДТП, обстановку, знаки, разметку и повреждения и освободите проезжую часть.

Пройти заново

Оцените ситуацию и попросите очевидцев на автомобиле догнать без фанатизма покинувшего место ДТП водителя. Либо остановите машины с такой просьбой. Если у вас есть пассажиры, то лучше отправить их вместе «вдогонку». В крайнем случае сами отправляйтесь следом за уехавшей машиной, постарайтесь догнать его, не подвергая опасности себя и окружающих. Остановив водителя, сообщите о ДТП и предложите вернуться на место происшествия. В любом случае сами немедленно возвращайтесь обратно.

Главная ваша цель, если вы потерпевший – установить автомобиль и госномера уехавшей машины

.

Пройти заново

Выполните

обязанности по ПДД

: выставите знак аварийной остановки, включите «аварийку» и вызовите сотрудников ГИБДД, сообщив им данные скрывшегося автомобиля. Сфотографируйте и/или снимите на видео следы ДТП, обстановку, знаки, разметку и повреждения и освободите проезжую часть. В ожидании сотрудников осмотритесь вокруг на наличие наружных камер видеонаблюдения, вежливо попросите их владельцев предотвратить удаление или перезапись видеоролика для предоставления его по запросу сотрудников полиции при поиске скрывшегося.

Пройти заново

Что будет дальше?

Далее будет розыск уехавшего. Розыск может длится до 2 месяцев (в исключительных случаях срок может быть продлён до 3 месяцев). Но, взглянем правде в глаза, сотрудники ГИБДД очень редко эффективно ищут скрывшегося водителя. Чаще всего это кабинетная и формальная процедура. Всё так, потому что при отсутствии видеорегистратора у вас и запечатлённой физиономии уехавшего привлечь его к ответственности практически невозможно – только если тот сам не сознается. Потому очень часто таких водителей не находят.

Но ваша задача – это только госномера автомобиля. Поэтому лучше начать поиски самому.

  • Осмотрите ближайшие дворы от места ДТП со скрывшимся водителем. Бывает часто, что он проживает недалеко, а повреждения не ремонтирует.
  • Осмотрите наличие камер видеонаблюдения вокруг. Попросите их хозяев не удалять и предотвратить перезапись ролика с датой вашего происшествия. Затем обратитесь письменно в ГИБДД с заявлением о наличии видеозаписи ДТП и требуйте изъять видеозапись для административного расследования.

Если вы сами нашли машину с повреждениями от вашего дорожно-транспортного происшествия, то сфотографируйте её и лучше снимите на видео. Затем также обратитесь в ГИБДД с письменным заявлением об этом.

Ваша задача – чтобы в документах о ДТП фигурировал автомобиль с госномерами, не обязательно водитель. В этом случае вы сможете получить страховое возмещение.

К слову, о возмещении…

Можно ли получить выплату по ОСАГО?

Да. Но только в 3 случаях:

  1. у собственника уехавшей машины есть действующий полис ОСАГО,
  2. идентифицирован автомобиль скрывшегося с места ДТП по госномерам, и он указан в определении или постановлении, копии которых вам должны выдать на руки для получения возмещения по страховке ОСАГО,
  3. если на возмещение претендует пострадавший по здоровью либо родственники погибшего.

В первом случае вам достаточно лишь того, чтобы машина скрывшегося виновника ДТП была идентифицирована, так как страхование ОСАГО – это автогражданская ответственность владельца авто.

А вот во втором случае возмещение вы получите от Российского союза автостраховщиков в качестве компенсационной выплаты. Но право на компенсационную выплату имеет только человек, получивший в ДТП вред здоровью. Например, сбитый пешеход. Если вы водитель, то можете рассчитывать на возмещение только вреда вашему здоровью, но не ущерба автомобилю.

Судебная практика неумышленного оставления места аварии

К этой статье мы прикрепили копию Постановления ВС РФ по делу № 38-АД16-5. Обязательно изучите его, если вас обвиняют в оставлении места аварии. Хотя суд рассматривал специфичное дело в отношении водителя троллейбуса, большинство выводов можно применить и в других ситуациях. Также рекомендуем изучить наш предыдущий материал, в котором мы рассказывали о способах защиты при лишении прав за скрытие с места ДТП.

Судебная практика по делам, когда речь
идет о неумышленном оставлении места аварии, учитывает следующие моменты:

  • последовательность
    позиции ответчика (например, если вы с первого дня и в последующем утверждали в
    документах, что неумышленно уехали, не заметив ДТП, и не меняли свою позицию);
  • отсутствие
    прямых доказательств, что именно ваше транспортное средство стало причиной
    возникновения повреждений на авто пострадавшего;
  • необъективность
    и одностороннее описание обстоятельств ДТП, сделанное сотрудников полиции (например,
    если не были запрошены записи с камер видеофиксации с дороги, не были опрошены
    очевидцы).

Запомните, если водитель уехал с места
ДТП, не заметив столкновения или повреждений, его вина в нарушении правил
движения отсутствует. Своевременно приступив к защите, вы сможете добиться
вынесения положительного решения суда.

Если вам нужна помощь по ч. 2 ст. 12.27
КоАП РФ, хотя вы оставили место ДТП, не заметив этого момента, обращайтесь к
нашим юристам. Консультацию можно получить по телефонам, указанным на сайте,
либо через форму обратной связи. Не затягивайте обращение к юристам, так как
это уменьшит шансы отбить лишение прав.

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Скрылся с места ДТП: что делать и чем грозит в 2020?

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Подробно об обстоятельствах дела

Тоже замечательная история.

Скрылся с места ДТП: что делать и чем грозит в 2020?

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Скрылся с места ДТП: что делать и чем грозит в 2020?

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Лишают ли прав если уехал с места ДТП и не заметил повреждений

Вот что говорит закон об оставлении
места происшествия на дороге:

  • пунктом
    7.2 ПДД предписано, что каждый участник ДТП обязан сразу остановить свой
    автомобиль, не передвигать его с места, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию;
  • уехать
    с места аварии или передвинуть авто можно, если это требуется для доставки
    пострадавших в больницу, устранения препятствий для движения других машин;
  • согласно
    пунктам 2.5-2.6.1 ПДД, если один из участников уехал с места происшествия,
    обязательно вызывается инспектор ГИБДД.

По факту отсутствия второго водителя составляется протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Если в результате аварии погибли люди, либо причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело. Так как потенциальный виновник отсутствует, он лишен возможности сразу представить доказательства в свою защиту, пояснить, что неумышленно уехал с места ДТП, не заметив повреждений.

В судебном процессе можно оспаривать
правомерность составления протокола. Практика показывает, что только в
исключительных случаях суд примет во внимание доводы нарушителя. Однако используя
Постановление Верховного суда от 22.09.2016 года по делу № 38-АД16-5, иные
судебные акты, можно выстроить линию защиты, доказать, что оставление места ДТП
произошло неумышленно. Без поддержки юриста это сделать практически невозможно,
поэтому сразу обращайтесь к опытным специалистам.

Оставление места аварии часто заканчивается устным предупреждением. На определение наказания влияет само разбирательство, как обе стороны договариваются.

Если пострадавший готов принять возмещение ущерба без дополнительных претензий, дело чаще закрывается.

Наказание за оставление места происшествия, в которое попал водитель, зависит от ряда тонкостей и условий. Давайте выясним, что грозит водителю уехавшей машины.

Ответственность за скрытие с ДТП на 2020 год
Условие нарушения Статья закона Что грозит?
В произошедшей аварии не было пострадавших и погибших, уехавший осознаёт вину. Статья 12.27 КоАП, часть 2 Лишение прав на 1-1,5 года или административный арест до 15 суток
В ДТП нет пострадавших и погибших, но скрывшийся с места ДТП не заметил столкновения. Есть шансы переквалифицировать на часть 1 статьи 12.27 КоАП Штраф 1 000 рублей
В результате происшествия причинён тяжкий вред здоровью людей. Часть 2 статьи 264 УК РФ Лишение свободы от 3 до 7 лет или другие наказания
В результате аварии погибли люди. Часть 4 статьи 264 УК РФ Лишение свободы от 5 до 12 лет
Если в результате ДТП погибли 2 и более человека. Часть 6 статьи 264 УК РФ Лишение свободы от 8 до 15 лет
  • срок поисков скрывшегося с ДТП составляет чаще всего 2 месяца,
  • Конституция РФ разрешает гражданину не свидетельствовать против себя и близких.

уехал с места дтп последствия

Первая лазейка подразумевает, что вам нужно просто не выезжать на автомобиле. Сколько скрываться от ГИБДД, также предельно ясно – 2 месяца. Но в ряде случаев виновника ищут до 3 месяцев. Кроме того, ответственность по статье 12.27 КоАП длится 3 месяца – срок давности привлечения по этой норме.

Второй способ действенен только тогда, когда у полиции есть госномера вашей машины, на которой вы слиняли с места происшествия, но нет доказательств, что за рулём были именно вы. В этом случае вас вызывут в отделение ГАИ для дачи показаний. И вам остаётся дело за малым – заявить об отказе свидетельствовать против себя либо заявить, что за рулём во время скрытия с места аварии находились не вы, а родственник, а против своих близких родственников свидетельствовать вы отказываетесь на основании статьи 51 Конституции.

В этом случае, как мы указали в таблице наказаний выше, есть возможность избежать ответственности в виде лишения прав.

Всё дело в том, что одна из составных частей правонарушения, за которое можно привлечь к ответственности – это его субъективная сторона – наличие осознания вины водителя в содеянном. А если вы не заметили удара, то и умысла скрываться у вас не было.

На основании этого дело подлежит переквалификации в часть 1 статьи 12.27 КоАП со штрафом 1 тысяча рублей. Об этом свидетельствует судебная практика, и вот один из примеров. Но есть и решения судов, когда скрывшихся участников ввиду отсутствия умысла лишали прав.

Нужно. Но можно ли будет избежать ответственности при этом, будет зависеть от того, когда именно вы вернётесь. Если до вызова потерпевшим сотрудников ГИБДД и сообщения им же о том, что вы уехали, то избежать будет сложно, но можно, так как опять же доказательства будут вести в сторону фактически отсутствия умысла.

уехал с места дтп последствия

Если же вы просто придёте с повинной через несколько дней, то шансы уйти от ответственности будут ничтожно малы.

Вообще, есть 2 варианта ответственности за бросание места аварии:

  • административная в виде лишения прав, штрафа и вплоть до уголовной ответственности,
  • кармический – заключается в приметах и может быть не принят многими автолюбителями.

Если же вам небезразлично избежать административного наказания по 12.27 или Уголовному кодексу, но вы хотите избежать «порчи кармы», то лучшим способом будет добровольно предложить возместить ущерб потерпевшему в аварии, либо сделать это посредством ОСАГО. Конечно, это актуально только в том случае, если вы виновник ДТП и скрылись с места.

В этом случае для ГИБДД также всё ещё не вы будете за рулём автомобиля, и привлечь вас в теории не смогут. Если у вас страховки нет, то остаётся только добровольное возмещение ущерба.

Этот способ и есть гражданская ответственность, реализованная в полном объёме.

В ДТП с водителем автомобиля и пешеходом ответственность может быть более жёсткая. А если пешеход пострадал физически, то повышается риск уголовного наказания. Поэтому при наступлении последней ответственности ваша задача, если вас нашли – максимально содействовать органам, раскаиваться, чтобы смягчить наказание.

Вопрос о том, сколько скрываться при возбуждении уголовного дела со скрывшимся с места ДТП, отпадает сам собой. В этом случае недостаточно будет просто никуда не выезжать на автомобиле в течение 2-3 месяцев. Да и срок этот увеличивается в разы.

Здесь у нас для вас плохие новости. Найти убежавшего с места ДТП пешехода или даже велосипедиста, наездника самоката очень редко представляется возможным. Всё потому что в этой ситуации нет идентифицирующих человека знаков – госномеров.

Поэтому очень важно сразу после аварии не впадать в панику, не теряться, а постараться задержать пешехода или отправить следить за ним пассажира.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Случаи, когда в узких дворовых территориях ударяют стоящий автомобиль и скрываются с места происшествия, также нередки. В этом плане такое ДТП мало чем отличается от обычного, с той лишь разницей, что потерпевшего в момент столкновения за рулём не было. Но это ровным счётом ничего не значит.

Аналогичная ситуация, если скрывшийся с места аварии виновник был пьяный.

Что значит «оставил место ДТП»

Для понимания термина нужно дать определение дорожно-транспортному происшествию. ДТП — это событие, произошедшее с участием одного или нескольких транспортных средств в момент их движения по дороге, обочине, тротуару и иным территориям, включая парковки, пешеходные и велосипедные дорожки. Неотъемлемым признаком ДТП является наличие:

  • пострадавших или погибших людей;
  • повреждения транспортных средств;
  • иного материального ущерба, причиненного сооружениям, грузам, дорожному полотну и т. д.

Если в событии присутствует один или несколько перечисленных признаков, человек, причастный к происшествию, обязан остаться на месте до прибытия инспектора ГИБДД. Не имеет значения, каким образом причастное лицо покинуло место аварии:

  • на своем автомобиле;
  • пешком;
  • на такси или попутном транспорте.

уехал с места дтп последствия

Его деяние считается оставлением места ДТП. Отсутствие участника ДТП документируется, после чего сотрудники ГИБДД принимают меры к установлению личности и местонахождения скрывшегося водителя. Сотрудники полиции вправе объявить план «Перехват», разыскивая скрывшийся автомобиль.

Основные причины, побуждающие человека скрыться с места аварии:

  1. Стресс, помешавший принять верное решение.
  2. Страх перед ответственностью.
  3. Состояние алкогольного или иного опьянения.

Находясь в стрессовой ситуации или будучи пьяным, водитель переоценивает степень своей виновности в дорожном происшествии, хотя причиной наездов на велосипедистов, роллеров и пешеходов может стать их собственная беспечность, что исключает вину водителя в ДТП.

Происшествия, которые подразумевают нарушение со стороны водителя:

  • столкновение на встречной полосе;
  • наезд на пешехода на тротуаре или остановке общественного транспорта;
  • столкновение со стоящим на обочине автомобилем.

Но и здесь степень его вины будет определена в ходе проверки. Если авария вызвана внезапным отказом какой-либо системы автомобиля, обвинения с водителя будут сняты, но если он скрылся с места ДТП, ему грозит административное или уголовное наказание.

Судебная практика неумышленного оставления места аварии

Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.

При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.

За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет.За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.

Если в ДТП люди пострадали по собственной вине, а в действиях скрывшегося водителя иных нарушений ПДД, кроме оставления места происшествия, не выявлено, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 264 УК РФ. Тем не менее побег с места аварии наказуем. Если пострадавшие получили незначительные травмы, а в действиях водителя не усматривается состава преступления, предусмотренного ст.

Довольно сложно квалифицировать действия скрывшегося водителя по ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности можно вменить лишь в том случае, если водитель, причастный к ДТП, был единственным, кто мог вызвать неотложную помощь. При мгновенной смерти потерпевшего ст. 125 неприменима, т. к. объект преступления отсутствует: человек уже мертв. Максимальное наказание за оставление в опасности — до года лишения свободы.

Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС.

Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев.

При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение.

Доставив людей в больницу, водитель должен вернуться на место ДТП для объяснений обстоятельств происшествия.

Обстоятельством, исключающим наказание за отъезд с места аварии, является оформление Европротокола. С 2009 года водители вправе самостоятельно оформить происшествие при соблюдении условий:

  • авария без пострадавшего;
  • нет споров о виновности;
  • все участники имеют действующий полис ОСАГО;
  • ущерб не превышает установленной законом суммы.

Зафиксировав факт происшествия, заполнив необходимые документы, причастные водители вправе покинуть место аварии, уведомив страховые компании.

Сроки, регламентирующие давность привлечения водителей за побег с места ДТП, прописаны в ст. 4.5 КоАП. Постановление должно быть вынесено не позже, чем через 60 суток после совершения правонарушения. Если дело рассматривается судьей, сроки давности составляют 90 суток. По истечении этого периода дело подлежит прекращению.

За оставление места ДТП наказание может быть разным. Данное правонарушение считается административным. В этом году в КоАП по этому вопросу не было внесено изменений. Это обозначает, что и в 2019 году за оставление места ДТП следует наказание согласно ст. 12.27, ч. 2. Ею предусматривается два типа наказания:

  • водителя могут лишить водительского удостоверения (не менее чем на 1 год, но не более чем на 1,5 года);
  • водителя могут арестовать. Срок ареста составляет до пятнадцати суток.

Важно понимать, что выбор наказания для правонарушителя — это дело суда. Выбрать его самостоятельно не представляется возможным.

Следует отметить, что и в других случаях такую меру наказания, как административный арест, применяют крайне редко. Оставление места ДТП, как правило, карается лишением прав. Такое решение суду вынести проще.

Скрытие с места ДТП представляет собой нарушение ПДД. Независимо от того, какое наказание выберет суд и имеются ли пострадавшие, правонарушителю потребуется оплатить штраф ГИБДД за факт ДТП. Его размер составляет от 500 до 1 тысячи рублей.

По всем этим причинам, прежде чем уехать с места ДТП, следует сто раз подумать. Причем важно учесть, что наказание ожидает водителя вне зависимости от того, является он виновником или пострадавшим в ДТП.

  • участники аварии решили самостоятельно оформить ДТП согласно европротоколу. Такое возможно, если у них имеется страховой полис ОСАГО. Однако тут следует учитывать, что такое возможно не всегда. Это законно в ситуации, когда участников аварии только двое, если они достигли взаимопонимания, а ДТП обошлось без пострадавших. Тогда у участников происшествия нет необходимости оставаться на месте аварии;
  • участник происшествия покинул место ДТП, чтобы доставить пострадавшего в медучреждение. В такой ситуации важно позаботиться о наличии свидетелей. Места оставления ДТП в этом случае покидаются только до того момента, пока водитель не выполнить свой гражданский долг. После того как пострадавший доставлен в больницу, нужно вернуться к месту аварии.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

С летальным исходом

В каком случае можно покинуть место происшествия

уехал с места дтп последствия

Вовсе нет! Скрытие с места ДТП – это серьёзное нарушение ПДД. Но это ещё не значит, что такой участник автоматически становится виновником аварии.

Дело в том, что нарушение, которое привело к ДТП, и оставление места происшествия – разные нарушения ПДД, за них в 2020 году грозят разные наказания, но именно виновность в нарушении Правил, которое привело к ДТП, является поводом для страхового возмещения по ОСАГО. А за скрытие с места ДТП человек понесёт отдельное наказание.

Что значит «оставил место ДТП»

Отсутствие умысла при оставлении места дорожного происшествия исключает наказание, но доказать, что деяние было неумышленным, довольно сложно. Не заметить малозначительную аварию может водитель большегруза или автопоезда с ограниченным обзором из-за высоты или габаритов транспортного средства.

Водитель пострадавшей машины, записав номерной знак второго участника ДТП, сообщил в ГИБДД о случившемся. Инспектор примет меры для остановки грузовика, составит протокол осмотра ТС. При отсутствии значительных повреждений большегруза напрашивается вывод о том, что его водитель действительно не заметил ДТП, и если он уехал, не имея умысла на побег, то избежать административной ответственности вполне реально. Дальнейшим урегулированием дорожного конфликта займутся страховые компании.

Ход дела в суде

В ходе проверки факта оставления места ДТП дознаватель ГИБДД выявляет нарушителя путем использования технических средств фиксации (регистраторы, камеры) и опроса очевидцев. После установления личности нарушителя материал направляется в суд. По умолчанию дело о нарушении ст. 12.27 КоАП рассматривается мировым судьей той территории, где было совершено ДТП.

  • направить дело по подсудности;
  • вернуть в отдел ГИБДД для устранения недостатков;
  • прекратить производство;
  • назначить заседание.

Привлекаемый к ответственности извещается о месте, дате и времени заседания. Явка в суд осуществляется без опозданий. При себе нужно иметь удостоверение личности. Суд состоится и без участия привлекаемого, если он был должным образом извещен. Заседание является открытым, разрешается присутствие всех желающих. Привлекаемый вправе воспользоваться услугами защитника в любой момент после возбуждения дела об административном нарушении.

Судья рассматривает дело единолично, предварительно разъяснив участникам их права. До начала слушания участники вправе подать письменное ходатайство. Присутствие сотрудников ГИБДД необязательно, но по ходатайству привлекаемого либо его защитника судья может обязать инспектора явиться в суд.

В ходе слушания судья:

  • оглашает протокол о правонарушении;
  • заслушивает показания водителя, привлекаемого к ответственности;
  • выслушивает показания очевидцев;
  • знакомится с иными материалами проверки.

Удалившись в совещательную комнату, судья готовит определение, оглашает и вручает его заинтересованному лицу. Варианты выносимых решений таковы:

  • назначение наказания;
  • прекращение административного дела;
  • направление материалов по подсудности.

Гражданин имеет десятидневный срок, чтобы обжаловать судебное решение. Постановление второй судебной инстанции окончательно, ее вердикт вступает в силу незамедлительно и подлежит обжалованию исключительно в порядке надзора.

Обстоятельства доказывания вины

Лишить прав за побег с места аварии можно лишь тогда, когда установлены все обстоятельства административного дела и есть достоверные доказательства участия в ДТП именно этого транспортного средства под управлением конкретного водителя.

Доказательством участия скрывшегося автомобиля в столкновении станут следующие обстоятельства:

  • показания очевидцев, записавших марку и номер авто;
  • записи регистратора или уличных камер;
  • наличие и соизмеримость механических повреждений на машинах;
  • следы лакокрасочного покрытия в месте контакта;
  • соответствие ЛКП на автомобиле, подозреваемом в столкновении.

В спорных случаях дознаватель вправе назначить трасологическое или химическое исследование, по результатам которого будет дан однозначный ответ, имел ли место контакт этих ТС.

При обнаружении брошенной машины с признаками участия в ДТП органы дознания ГИБДД проверяют ее на причастность к аварии и определяют лицо, управлявшее автомобилем. Первые подозрения падают на собственника авто и лиц, вписанных в ОСАГО. Определить, кто конкретно управлял машиной и скрылся с места происшествия, поможет биллинг телефонного номера, записи наружных камер и показания очевидцев.

Если владелец машины заявляет об угоне ТС, с участием которого совершено ДТП с тяжкими последствиями, на место обнаружения машины выезжает криминалист для снятия отпечатков пальцев и потожировых выделений. Отсутствие признаков угона ТС и чужих отпечатков на элементах управления машиной позволяет сделать вывод о намерении водителя уйти от ответственности.

Одним из признаков ДТП является наличие финансового ущерба. Для определения его размера проводится оценка повреждений силами страховой компании либо независимым учреждением, имеющим на это право. Отсутствие ущерба либо его незначительность исключают состав правонарушения.

Вывод о неумышленности оставления места ДТП делает дознаватель на основании материалов проверки. Доказанные обстоятельства, которые исключают умышленное правонарушение, квалифицирующееся по ст. 12.27 Административного кодекса:

  • законность оставления места происшествия;
  • неочевидность ДТП для водителя;
  • оформление европротокола.

Вопросы читателей

Ответ: Формально в ваших действиях присутствуют признаки правонарушения, предусмотренного п. 2.6 ПДД РФ. Вы должны были вызвать сотрудников ГИБДД либо оформить Европротокол. Не выполнив обязанности водителя при ДТП, вы подпадаете под санкции ст. 12.27 КоАП, где предусмотрено лишение прав на управление транспортными средствами.

Ответ: Не перемещая автомобиля, обратитесь в ГИБДД с сообщением о произошедшем. Инспектор осмотрит автомобиль, составит схему происшествия и протокол осмотра места ДТП, запросит запись видеокамеры. В том случае, если на записи будут различимы марка и госномер автомобиля, который повредил ваш автомобиль и оставил место ДТП, его объявят в розыск. Водитель будет привлечен к ответственности, а его страховая компания возместит вам ущерб.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать справку с места работы - форма, образец
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector