Государственные компании России — Documentation || Государственная компания является

[править] Доля госкомпаний в различных отраслях экономики

Наиболее сильные позиции государства в транспорте, где «доля» государства достигает 73 %. Основную роль в этой отрасли играют железные дороги, газо- и нефтепроводы (более 90 % общероссийского грузооборота). Железнодорожный транспорт контролируется АО «Российские железные дороги», находящимся в 100 % собственности государства, нефтепроводы — компанией «Транснефть», магистральные газопроводы — «Газпромом».[16]

Производство судов, летательных и космических аппаратов (57 %) занимает второе место по уровню «огосударствления». Это обусловлено господством в этой отрасли ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, контролируемых государством, а также сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Государство, владея более 50 % АО «Газпром», контролирует около 48 % газодобывающей промышленности. При этом «Газпром» не только добывает около 80 % российского газа, но и является монополистом в сфере его экспорта.[18]

Относительно высокая доля государства в электроэнергетике (35 %) обеспечивается его сильными позициями в энергетических гигантах Московского региона («Мосэнерго», МОЭСК), а также в структурах федерального значения (ФСК ЕЭС, «РусГидро», ИНТЕР РАО ЕЭС, Холдинг МРСК). Последние, в свою очередь, владеют контрольными или крупными пакетами акций в большинстве региональных МРСК, ОГК и ТГК.[19]

Производство электронных компонентов, оборудования для радио и телевидения (27 %) занимает четвёртое место по уровню государственного участия. Такое положение связано с сильными позициями ряда предприятий ВПК, работающих в этой области, среди которых выделяются Завод радиотехнического оборудования, Ижевский электромеханический завод «Купол», Тамбовский завод «Октябрь», Омское производственное объединение «Иртыш».[20]

В добыче нефти степень огосударствления снижается до 23 %. Большая часть отрасли находится в частных руках, тогда как государственный контроль осуществляется через активы «Роснефти» и «Газпромнефти». Эти две компании представляют государство и в нефтепереработке, где его позиции уже ослабляются до 8 %.

Позиции государства в таких отраслях, как добыча руд металлов и металлургия, достаточно слабы. Лишь в цветной металлургии степень огосударствления достигает 3 % за счёт приобретения «Ростехнологиями» контроля над ВСМПО-АВИСМА, тогда как в чёрной металлургии и добыче руд металлов полностью господствует частный сектор.[22]

Достаточно высока доля государства в транспортной обработке грузов и организации перевозок (19 %). Основное воздействие на формирование этого показателя оказывают «Газпром ПХГ», занимающийся системой подземных хранилищ газа, а также Новороссийский морской торговый порт, «Росморпорт», международный аэропорт Шереметьево.[23]

В двух отраслях машиностроительного комплекса — производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов и производстве машин и оборудования — степень государственного участия достигает 17 % и 15 %, соответственно. Приобретение «Ростехнологиями» крупных пакетов в КАМАЗе и АвтоВАЗе позволило обеспечить государственное присутствие в автомобилестроении.

НПЦ газотурбостроения «Салют», ряд крупнейших предприятий, входящих в Объединённую двигателестроительную корпорацию, которая является 100 %-й специализированной дочерней компанией АО «ОПК „Оборонпром“», а также две структуры «Газпрома» представляют «государственные» интересы в производстве машин и оборудования.[24]

Доля участия государства в телекоммуникациях составляет 14 % и основывается на позициях объединённого «Ростелекома», который 1 апреля 2011 г. завершил присоединение 8 региональных компаний «Связьинвеста», а также ряда ФГУПов. Между тем около 50 % доходов отрасли давно контролируется большой тройкой операторов мобильной связи («Вымпелком», МТС, «Мегафон»).[25]

В целлюлозно-бумажной промышленности степень проникновения государства составляет 12 %. Она обусловлена доходами только одного предприятия — ФГУП «Госзнак», тогда как ключевые активы отрасли уже много лет находятся в частных руках.[26]

В строительстве (9 %) огосударствление связано в основном с деятельностью строительных структур РЖД, «Газпрома», ФСК ЕЭС.[27]

Аналогичную долю — 9 % — в производстве алкогольных напитков государству удается удержать прежде всего за счёт республиканских «Татспиртпрома» и «Башспирта».[28]

В остальных отраслях уровень огосударствления незначителен, особенно в лёгкой и пищевой промышленности. Практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности.[29]

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Особую ставку в планах развития инновационной деятельности российское государство делает на крупные госкомпании. Во-первых, госкомпании продолжают занимать командные высоты в целом ряде базовых отраслей: судостроении, авиастроении, энергетике, нефте- и газодобыче и т. д. Поэтому запуск инновационных процессов в них даст импульс к цепной реакции инновационных преобразований в данных отраслях и экономике в целом.

В начале 2010 года Президент Дмитрий Медведев поручил крупным госкомпаниям разработать программы инновационного развития и предусмотреть значительное расширение расходов на НИОКР. Итоги работы были рассмотрены в ходе 20-го заседания Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 января 2010 года в Арзамасе.

К назначенному сроку подготовили планы инновационного развития 9 из обозначенных Президентом 22 компаний, контролируемых государством: «Росатом», «Ростехнологии», «Транснефть», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», «РАО Энергетические системы Востока», «Федеральная сетевая компания ЕЭС», «Роснефть», «Русгидро», концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Для большинства же (13 компаний) выполнение этой задачи к обозначенному главой государства сроку оказалось непосильным: «Российские железные дороги», «Газпром», АЛРОСА, «Аэрофлот — Российские авиалинии», холдинг МРСК, Объединенная судостроительная корпорация, РКК «Энергия», ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, Объединенная авиастроительная корпорация, АвтоВАЗ, Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», «Современный коммерческий флот», Инвестиционная компания связи.[31]

Предлагаем ознакомиться:  Как прописаться в квартире муниципальной и неприватизированной? чем отличается такая прописка от стандартной процедуры?

Такие крупные структуры, как, например «Росатом», «Русгидро» или ФСК, целью создания своих программ инновационного развития сделали не просто рапорт о выполнении президентского поручения, а поиск и внедрение передовых технологий и техники в деятельность своих производственных подразделений и управленческих структур.[32]

В 2011 году программы инновационного развития приняли все 46 компаний с госучастием, к которым правительство обратилось с таким поручением. В октябре 2011 года заместитель министра экономического развития Олег Фомичев заявил: «На эти компании приходится 20 % создаваемого в стране ВВП. И если они реализуют свои программы, это кардинально изменит ситуацию в экономике».

По словам Фомичева, согласно принятым для 46 компаний с госучастием программам развития, только в 2011 году планируется инвестировать в инновации порядка 700 млрд рублей, из них 230 млрд — на НИОКР. В феврале 2012 года Минэкономразвития начнет проверку госкомпаний на предмет выполнения утвержденных инновационных программ.

У РЖД объём финансирования гражданских НИОКР в 2011 году составит 5,75 млрд рублей без НДС, а к 2015-му он должен вырасти до 18,5 млрд «Газпром» планирует выделить на реализацию своей программы 2,7 трлн рублей, «Ростехнологии» намерены потратить на инновационное развитие до 2020 года 1 трлн рублей и создать венчурный фонд объёмом до $1 млрд. В 2011—2015 годах инвестиции компании «Роснефть» в инновационную деятельность должны достигнуть 52 млрд рублей.[33][34]

Большинство компаний закладывает в свои программы рост инвестиций не только в модернизацию (или замену) оборудования, но и в НИОКР. Так, «Аэрофлот», который год назад упоминался в числе отстающих, поставил себе задачу за два года «выйти на принятый в мире среднеотраслевой уровень расходов на НИОКР».

В «РусГидро» широкая программа разработок была запущена только в 2011 году, и в результате в 2011 году расходы на НИОКР более чем в десять раз превысили аналогичный показатель 2010 года. «В 2012 году мы также ожидаем роста, хотя уже не столь существенного»,— отметили в пресс-службе компании. Согласно паспорту программы инновационного развития, расходы на НИОКР должны достичь 3 % от выручки.[36]

В «Росатоме» темпы роста инвестиций выглядят следующим образом: 19,2 млрд рублей в 2011 году, 25,8 млрд — в 2012-м, и 35 млрд — в 2013-м. Расходы на НИОКР здесь планируется довести с 3,1 % до 4,5 % от выручки, «что соответствует и даже превосходит уровень затрат на НИОКР ведущих мировых технологических компаний».

К концу 2011 года росатомовские организации обладали 2465 патентами и 1065 ноу-хау (в 2012 году прогнозируется рост показателей на 10 %), и лицензионных договоров ими подписано уже более 60. Самими патентами «Росатом» не торгует — это, по выражению заместителя гендиректора Вячеслава Першукова, была бы «смерть для высокотехнологичной компании»: «Патенты могут понадобиться для разработки новых технологий».[37]

По итогам 2011 года российские госкомпании потратили на свои инновационные программы 900 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2010 году.[38]

Особенности правового статуса

  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное Российской Федерацией в государственную корпорацию, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Контроль за собственностью ГК осуществляетсяСчётной палаты Российской Федерации[2].
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от акционерных обществ с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий: в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУП ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации распространяются положения федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Предлагаем ознакомиться:  За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ) и «Агентство по страхованию вкладов».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

[править] Эффективность госкомпаний

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством.[39]

В 2011 году «Российская газета» писала, что проведённый анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах государственных или частных компаний. В сравнительной динамике роста ключевых отраслей и секторов экономики за последние три года, которая, в частности, может рассматриваться как индикатор устойчивости к кризисным потрясениям, обнаруживаются следующие тенденции.

Прежде всего коэффициент корреляции между темпами роста и уровнем участия государства в отрасли очень близок к нулю. Кроме того, среднегодовые темпы роста четырех видов экономической деятельности с наивысшим уровнем «огосударствления» (транспорт; производство судов, летательных и космических аппаратов; добыча газа;

электроэнергетика) составляли 1,8 % в 2008—2010 гг., тогда как в полностью «частных» отраслях (пищевая, легкая, угледобывающая, добыча руд металлов) этот показатель достигал лишь 1,2 %. Оценка экономической эффективности крупнейших предприятий на основе их финансовой отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) также не дает однозначной картины.

По уровню рентабельности активов и норме чистой прибыли могут лидировать как частные предприятия, так и компании, контролируемые государством. Анализ сравнительной эффективности ведущих холдингов, проведенный на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), может стать еще одним подтверждением того, что государственное участие в компаниях не делает их менее эффективными.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы, определяющие правовой статус Руководитель Примечания
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель — Горьков Сергей Николаевич (назначен Указом Президента Российской Федерации № 85 от 26.02.2016)
Государственная корпорация «Роснано». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:

  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано». На данный момент не является государственной корпорацией.
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018. Закон от 30 октября 2017 года № 311-ФЗ продлил срок работы корпорации до 1 января 2019 года.
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:

  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 1674-р)
Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от г. №) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии, взят новый курс: «Стратегическая цель Росатома — глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли» (руководитель блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ

Генеральный директор — Рогозин Дмитрий Олегович (назначен указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2018)

Предлагаем ознакомиться:  Обжалование решения о принятии обеспечительных мер налоговой

[править] Закупки госкомпаний

Осенью 2012 года отмечалось, что ежегодно российские госкомпании тратят на закупки около 7 трлн рублей.[41]

До недавнего времени информация о закупках госкомпаний не являлась публичной. С октября 2012 года госкомпании стали обязаны публиковать информацию о своих закупках на официальном общероссийском портале.[42]

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

Рассматривая саму сущность понятия «государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права.[3]

… Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо «повышения конкурентоспособности России на мировой арене» данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованного постановлением правительства для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 3608 дней] государственной корпорации (Автодор).

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]

[править] Зарубежные активы

Российские государственные компании владеют заметными активами за рубежом. Так, международная сеть группы ВТБ насчитывает более 30 «дочерних» банков и финансовых компаний, в том числе во Франции, Великобритании, Ирландии, Германии, Австрии. ВЭБ имеет десять представительств, в том числе в Великобритании, Германии, Италии и Франции. Сбербанк ведёт деятельность в 22 странах, его «дочки» работают в восьми государствах Центральной и Восточной Европы.[43]

У «Газпрома» 12 представительств за рубежом, в том числе в Брюсселе и Риге. В Амстердаме расположена штаб-квартира «дочки» Gazprom International. Холдинг владеет долями в газовых компаниях более 20 стран. В ЕС «Газпрому» также принадлежат доли в трубопроводах и нескольких подземных хранилищах. Помимо крупных активов в Южной Америке и Азии у «Роснефти» есть доли в четырех НПЗ в Германии. Компании принадлежит часть завода в Италии и доли в СП с Exxon Mobil в Техасе и Канаде.[44]

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Представительства РЖД есть в 11 странах, «дочки» в шести: Финляндии, Германии, Голландии, Франции, Монголии и Армении. Конечными пунктами маршрутов РЖД являются 11 стран Европы, включая Францию, Германию, Чехию, Финляндию. Самолёты «Аэрофлота» выполняют рейсы в 52 страны, в странах Европы находятся 47 пунктов назначения. «Совкомфлот» имеет представительства в Лондоне, Лимасоле, Мадриде, Сингапуре и Дубае.[45]

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector