Как отразить списание средств со счета при отзыве лицензии банка? || У банка отозвали лицензию проводки

Кому нужно сообщить, что у вашего банка отозвана лицензия

В банках с отозванными лицензиями, по которым на текущую дату не приняты решения о банкротстве, действует временная администрация, назначенная Банком России. В этот период вы можете предъявить ей свои требования к банку (пп. 7, 8 ст. 22.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

После того, как вы узнали об отзыве лицензии у вашего банка, кроме действий по обращению к временной администрации у вас появляется еще одна обязанность – оповестить об этом событии других заинтересованных лиц. К ним относятся:

  • ваши контрагенты;
  • сотрудники фирмы;
  • налоговая служба и внебюджетные фонды.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Контрагентов нужно оповестить, потому что возможна ситуация, когда деньги они перечислят на ваш счет, а так как банк больше не работает, то получить эти деньги у вас не выйдет (а ведь речь может идти об очень крупных суммах). Чтобы не возникло споров об оплате, которая у ваших контрагентов списана со счета, но вами фактически не получена, следует к имеющимся договорам составить допсоглашения, в которых указать новые платежные реквизиты.

Почему нужно оповестить сотрудников? Потому что вы не сможете выдать им заработную плату в срок, а задержка зарплаты означает, что нужно будет начислить и заплатить компенсацию (ст. 236 ТК РФ). Если заработную плату вы перечисляли на пластиковые карты сотрудников, то они смогут возместить все потерянные деньги (но не более 700 тыс. руб.

по одному вкладу – «пластиковому» счету). Для этого ваш работник должен обратиться в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сообщит ему, в каком банке-агенте можно будет получить деньги. Если сотрудник не обратится в агентство, то оно с ним все равно свяжется и сообщит всю необходимую информацию.

Если вы узнали, что у вашего банка отозвана лицензия – сразу сообщите об этом вашим контрагентам. Иначе потом возникнут споры об оплате, которая у них списана со счета, но вами не получена. К имеющимся договорам нужно составить допсоглашения в которых указать новые платежные реквизиты.

Нормативное регулирование

При отзыве лицензии банк может быть:

  • ликвидирован (денежные средства выплачены кредиторам);
  • признан банкротом (денежные средства кредиторам не выплачены или выплачены частично).

С 2019 года денежные вклады малых предприятий, внесенных в реестр МСП, подлежат страхованию. При наступлении страхового случая они могут вернуть средства в размере 100%, но не более 1,4 млн руб., включая проценты (п. 2 ст. 5, ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ).

Как отразить списание средств со счета при отзыве лицензии банка? || У банка отозвали лицензию проводки

БУ. В случае отзыва лицензии банка, в котором открыт счет, организации нужно (Письмо Минфина РФ от 06.02.2015 N 07-04-06/5027, п. 11 ПБУ 10/99, План счетов 1С):

  • на дату отзыва лицензии отразить средства на счете 55 «Специальные счета в банках»;
  • на дату подачи заявления о закрытии счета и возврате средств показать дебиторскую задолженность на счете 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • создать резерв по сомнительным долгам, если есть основания полагать, что средства не будут возвращены банком (при наличии признаков банкротства);
  • на дату ликвидации банка (исключения из ЕГРЮЛ) списать долг:
    • за счет резерва — при его наличии;
    • на прочие расходы — при отсутствии резерва.
Предлагаем ознакомиться:  Выписка по лицевому счету банка

НУ. На дату ликвидации банка (исключения из ЕГРЮЛ) задолженность признается безнадежной и учитывается во внереализационных расходах (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.09.2012 N 03-03-06/1/487).

УСН. Организации на УСН не могут признать в расходах безнадежную задолженность банка при его ликвидации, т. к. этот вид расхода отсутствует в закрытом перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Как отразить убытки в налоговом учете

Чтобы на вашем балансе не числились средства, которых, вероятно, уже не вернуть, вам нужно списать их в расходы. Сделать это нужно за счет резерва по сомнительным долгам, который в бухгалтерском учете создается (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).

Дебет 76 Кредит 51, 52, 55, 58 – списаны остатки денежных средств и ценностей со счета в банке, у которого отозвали лицензию.

Так, на 76 счете вы соберете общую сумму дебиторской задолженности банка перед вашей организацией и обоснованно уменьшите остатки на счетах.

Дебет 91-2 Кредит 63 – начислен резерв по сомнительным долгам в сумме долга кредитной организации;

Дебет 63 Кредит 76 – списана дебиторская задолженность кредитной организации за счет резерва по сомнительным долгам на основании выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

Для целей налогообложения прибыли деньги на счетах в проблемном банке сомнительной задолженностью не признаются. А значит, нельзя на сумму банковского долга начислить резерв сомнительных долгов (даже если в налоговой учетной политике заявлено о его создании). Дело в том, что задолженность банка никак не связана с реализацией товаров (работ, услуг) вашей организации (п. 1 ст. 266 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если ваша фирма включена в реестр требований кредиторов, то признать долг кредитной организации для целей налогообложения прибыли безнадежным можно только после ликвидации банка (письмо Минфина России от 28 января 2005 г. № 07-05-06/28). Причем даже если это произойдет более чем через три года с момента отзыва лицензии. Так как со дня начала процедуры банкротства кредитной организации срок исковой давности более не течет – он прерван (ст. 203 ГК РФ).

То, что банк ликвидирован, нужно документально подтвердить. Для этого получите выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка – направьте запрос в инспекцию и уплатите госпошлину (п. 2 ст. 266 НК РФ; п. 8 ст. 63 ГК РФ; письмо Минфина России от 19 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/487).

Если ваша организация не была включена в реестр требований кредиторов, то признать долг банка безнадежным вы можете на ином основании – в связи с истечением срока исковой давности, то есть после истечения трехлетнего срока (п. 2 ст. 266 НК РФ; письмо Минфина России от 4 марта 2013 г. № 03-03-06/1/6313).

Предлагаем ознакомиться:  С какой суммы банк сообщает в налоговую

Обратите внимание: «упрощенцы» не могут уменьшить налоговую базу на деньги, потерянные в банке, причем независимо от выбранного объекта налогообложения. Ведь Налоговый кодекс не предусматривает такого расхода, как убытки от списания безнадежных долгов (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/57). Также в Налоговом кодексе нет положения, по которому упрощенцы могут уменьшить свои доходы на деньги, зависшие в банке.

Заголовок

Обратите внимание: если на корреспондентском счете «ликвидируемого» банка находятся деньги, направленные на перечисление налогов и взносов, то, скорее всего, как налоговые органы, так и внебюджетные фонды откажутся признать эти платежи как исполненную обязанность со стороны плательщика.

На дату отзыва лицензии оформите документ Списание с расчетного счета вид операции Прочее списание в разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — кнопка Списание.

Укажите:

  • Получатель — не заполнен;
  • Сумма — сумма, размещенная на счете бывшего банка;
  • Счет дебета — 55.04 «Прочие специальные счета»;
  • Статьи движения денежных средств — статья Внутреннее перемещение денежных средств из справочника Статьи движения денежных средств:
    • Вид движения — не заполнен.
  • Статья расходов— аналогично полю Статьи движения денежных средств.

Как отразить убытки в налоговом учете

Как отразить списание средств со счета при отзыве лицензии банка? || У банка отозвали лицензию проводки

В декларации по налогу на прибыль списанная задолженность отражается:

  • Лист 02 Приложение N 2:
    • стр. 302 «Суммы безнадежных долгов…».

Налоговые платежи, «застрявшие» в банке, могут признать как неисполнение ваших обязанностей налогоплательщика. Однако попробуйте их отстоять перед налоговой и внебюджетными фондами. Как это сделать, рассмотрим на примере ИФНС. Представьте в инспекцию платежки с отметками банка и выписки с расчетного счета, из которых будет видно, что деньги на уплату налогов списаны. Напишите заявление с объяснением сложившейся ситуации. Укажите в нем:

  • все реквизиты зависших платежных поручений;
  • сумму остатка на вашем расчетном счете на момент уплаты налогов;
  • то, что налоги не были перечислены в бюджет исключительно по вине банка;
  • свое требование (со ссылкой на подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ) считать указанные налоговые платежи уплаченными.

Получив эти документы, инспекторы могут назначить вам проверку. Если решение налоговой будет отказом в признании уплаченных платежей, то вы сможете обратиться в суд, однако и здесь нет гарантий, что решение судей будет в вашу пользу.

Заголовок

Что отразить в отчетности

Показывать дебиторскую задолженность «лопнувшего» банка в бухгалтерском балансе не нужно. После признания банка банкротом спишите ее с баланса в качестве безнадежной и учитывайте на забалансовом счете (возможно, какие-то деньги все же удастся получить).

Предлагаем ознакомиться:  Может ли кредитор оспорить дарственную

При заполнении отчета о движении денежных средств суммы, которые зависли в «лопнувшем» банке, отразите по строке 4129 «Прочие платежи». Ведь, несмотря на то, что вы не давали поручения на движение денег, оно произошло: денег у вашей организации больше нет.

В пояснениях к отчетности сообщите о случившемся (п. 27 ПБУ 4/99). Ведь пользователи отчетности должны иметь достоверную информацию о положении дел в вашей организации.

Как отразить списание средств со счета при отзыве лицензии банка? || У банка отозвали лицензию проводки

Сумма списанной задолженности отражается в Отчете о финансовых результатах:

  • стр. 2350 «Прочие расходы».

Как заполнить требование

Вернемся к оформлению требования. Если вы направляете свои требования к банку, вам потребуется собрать пакет документов и оформить требование кредитора (его образец приведен в статье). Расскажем об этом подобнее.

Вот перечень документов (их наименования нужно будет указать в разделе требования «Приложение»):

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего требование;
  • устав, с изменениями и дополнениями на дату предъявления требований;
  • выписка из ЕГРЮЛ на текущую дату;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и ОГРН;
  • выписка из протоколов общего собрания акционеров (участников) или советов директоров (наблюдательного совета) о назначении генерального директора (директора), доверенность на лицо, уполномоченное предъявлять требование;
  • договор банковского вклада (счета), договор на расчетно-кассовое обслуживание;
  • вступившие в законную силу решения суда (исполнительный лист);
  • ценные бумаги (векселя, депозитные сертификаты, облигации и т.д.);
  • документы, подтверждающие поступление денежных средств на счет в банке (объявление на взнос наличных денежных средств, платежное поручение);
  • выписка по счету кредитора с указанием остатка на дату отзыва лицензии или на дату последнего получения;
  • иные подлинные документы либо их копии, подтверждающие обоснованность требования.

Обратите внимание: документы должны быть представлены в оригинале или в копиях и заверены либо вашей фирмой (ИП), либо нотариусом. Также в требовании нужно указать форму документа (оригинал, заверенная копия). Если какие-то документы утеряны, то укажите это в разделе «Примечание».

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Перейдем к заполнению требования. Поле в рамке с информацией о представителе организации, действующем по доверенности, нужно заполнять, если от имени кредитора требование подписывает представитель. Здесь нужно указать Ф.И.О. представителя (полностью), а также номер доверенности и дату ее составления. Доверенность или ее копия должны быть заверены нотариально.

Если основанием для возникновения требования является не только договор банковского вклада (счета), договор на расчетно-кассовое обслуживание (или не договор), то необходимо указать эти основания (например: вексель, договор аренды, исполнительный лист и т.д.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Кроме того, когда вы будете указывать в требовании сумму обязательств банка, обратите внимание, что в нее можно включить не только остатки денежных средств по вашим счетам, но и те деньги, которые были списаны со счетов, но так и не поступили на счета ваших контрагентов. Эти средства «зависли» на корреспондентском счете банка (пп. 4 п. 1 ст. 50.19 Закона от 25 февраль 1999 г. № 40-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector