Иск в арбитражный суд фсс отказ возмещении

Страховой случай не подтвержден документально

Согласно ч. 4 ст. 2, ст. 13 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения (пособий) только при соблюдении условий и наличии необходимых подтверждающих документов, оформленных в установленных законодательством РФ порядке.

В силу п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией. Форма листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н, а порядок его заполнения – Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок № 624н).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Как отмечается в Определении ВС РФ от 04.04.2016 № 304-КГ16-2017 по делу № А27-15847/2014, обязанность по документальному подтверждению расходов по обязательному социальному страхованию возлагается на страхователя, и в отсутствие таких доказательств (нет листков нетрудоспособности, не получены ответы лечебных учреждений) нельзя говорить об их связи с наступившим страховым случаем. В связи с этим у ФСС нет оснований для принятия к зачету и возмещения в установленном порядке спорных расходов.

Одновременная выплата зарплаты и пособия по нетрудоспособности

В ходе проверок контрольный орган нередко выявляет листки нетрудоспособности, выданные с нарушениями. Так, в Постановлении АС УО от 17.02.2017 № Ф09-12390/16 по делу № А60-20699/2016 суд отказал в удовлетворении требований администрации города о признании недействительным решения ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Страховщик вправе не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям.

В постановлении судьями было обращено внимание на то, что обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия (работодателя), которое производит выплату пособия. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у учреждения возникает право возмещения средств за счет ФСС, а у последнего – принятия обязательства к зачету. Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 № 10605/12, ВАС РФ от 26.11.2013 № 9383/13.

Иск в арбитражный суд фсс отказ возмещении

Однако не все ошибки, допущенные при выписке листков нетрудоспособности, являются существенными, о чем свидетельствует обширная судебная практика.

В Постановлении АС ЗСО от 26.04.2017 № Ф04-973/2017 по делу № А03-14272/2016 рассматривался спор по поводу ошибок, допущенных в фамилии застрахованного лица. Впоследствии медицинское учреждение выдало дубликат листка нетрудоспособности взамен испорченного. Однако ФСС его не принял, поскольку он был выдан за пределами проверяемого периода, что, по мнению страховщика, не могло свидетельствовать о несении спорных расходов именно в проверяемом периоде.

Суд отказал ФСС в его требованиях, обоснованно указав, что сам по себе факт наличия ошибок в листке нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов и включении данных расходов в базу для начисления страховых взносов.

Аналогичное мнение изложено в Постановлении АС ЗСО от 14.04.2017 № Ф04-725/2017 по делу № А46-11541/2016. В нем арбитры встали на сторону организации, указав, что выявленные в ходе проверки нарушения по оформлению листков нетрудоспособности допущены не страхователем, а медицинским учреждением. Фонд не доказал, что установленные проверкой недостатки в оформлении больничного листка влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от наследства в пользу

В дополнение к вышесказанному добавим, что судьи по поводу ошибок и нарушений, допущенных при выписке листков нетрудоспособности, отмечают следующее:

  • если ошибки в листках нетрудоспособности носят устранимый характер, это не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов (см. Постановление АС СКО от 27.05.2016 № Ф08-3232/2016 по делу № А32-38535/2015);

  • если отсутствие страхового случая установлено не было, нецелевое расходование средств социального страхования отсутствует, в связи с этим отсутствуют и убытки, которые якобы понес фонд (см. постановления АС ЗСО от 20.03.2017 № Ф04-496/2017 по делу № А27-18599/2016, от 14.04.2016 № Ф04-1416/2016 по делу № А45-14489/2015).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая.

Как следует из материалов проверки, рассмотренных в Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 № Ф03-969/2017 по делу № А73-12219/2016, по штатному расписанию числятся всего три должности сторожа управления. При этом замена сторожа, который болеет и временно нетрудоспособен, другим работником не отражена в табелях рабочего времени.

Определением ВС РФ от 22.08.2017 № 303-КГ17-10708 организации было отказано в передаче дела № А73-12219/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Кроме перечисленных выше нарушений, на практике выявляются случаи, при которых ФСС также отказывает в принятии к зачету произведенных расходов. К ним относятся нарушение требований, установленных (Постановление АС ДВО от 21.04.2017 № Ф03-495/2017 по делу № А51-13753/2016):

  • в пункте 1 ч. 1 ст. 7, ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, – дважды начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности;

  • в пункте 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 255-ФЗ (нарушение больничного режима), – работнику выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем МРОТ;

  • в статье 4.2 Закона № 81-ФЗ, Порядке № 1012н – при исчислении единовременного пособия при рождении ребенка работнику начислена и выплачена сумма в завышенном размере, не соответствующем году рождения ребенка, что подтверждается справкой выданной отделом загса.

Поскольку пособия по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при рождении ребенка были выплачены работникам с нарушением норм законов № 255-ФЗ, 81-ФЗ, Порядка № 1012н в части, касающейся исчисления размера подлежащих выплате пособий, суд указал, что фондом правомерно не приняты к зачету расходы по выплате страхового обеспечения в размере, превышающем установленный законодательством.

* * *

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В заключение отметим, что суммы начисленных работнику излишних выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки правильности расходования средств фонда, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Поэтому учреждениям следует избегать нарушений, связанных с назначением и выплатой пособий, финансирование которых осуществляется за счет средств указанного фонда.

Неправильно произведена замена лет при расчете пособия

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Как отмечается в Постановлении АС СЗО от 05.04.2017 № Ф07-2439/2017 по делу № А56-36338/2016, выплата пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлена на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. При этом работнику должен возмещаться не любой заработок, а полученный им непосредственно перед наступлением страхового случая.

Предлагаем ознакомиться:  Разрешение на отказ от наследства несовершеннолетнего

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы, а на годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

Поскольку в 2014 году работница находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением первого ребенка и в отпуске по уходу за ним, а 2013 году имела заработок, при исчислении пособия в связи с рождением второго ребенка в 2015 году она вправе была заменить только 2014 год на 2012 год.

Таким образом, ФСС правомерно отказал организации в полном возмещении расходов на выплату страхового обеспечения, рассчитав размер пособия с учетом произведенной замены 2014 года исходя из сумм заработка за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

Превышен размер пособия по уходу за больным ребенком

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ при осуществлении ухода за больным ребенком пособие за счет средств ФСС выплачивается с учетом следующих особенностей:

  • при амбулаторном лечении за первые 10 календарных дней оно выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, а за последующие дни – в размере 50% среднего заработка;

  • при стационарном лечении – в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (восемь лет и более – 100% среднего заработка, от пяти до восьми лет – 80% среднего заработка, до пяти лет – 60% среднего заработка).

Как отмечается в Постановлении АС ВВО от 03.03.2016 № Ф01-209/2016 по делу № А82-3568/2015, организацией при расчете пособия не были учтены положения п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ. В связи с этим непринятие ФСС к зачету произведенных расходов является правомерным.

Страховой случай не подтвержден документально

В силу ст. 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Названное пособие назначается по месту работы застрахованных лиц, поименованных в п. 1 ст.

Так, в п. 54 Порядка № 1012н приведен перечень документов, которые представляются для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним, в частности, относится справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия.

Предлагаем ознакомиться:  Отмена судебного приказа - образец возражения

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Как следует из материалов проверки, организация назначила пособия по уходу за ребенком в отсутствие справок о неполучении по месту работы другим родителем пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный факт послужил основанием для неприятия произведенных расходов ФСС (см. Постановление АС ЗСО от 20.06.2017 № Ф04-1726/2017 по делу № А70-10159/2016).

Выплата пособия лицу, работающему неполный рабочий день

Статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения права матерью на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что она, находясь в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 ТК РФ, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком. Напомним, что в соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Как отмечается в определениях ВС РФ от 24.05.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016, от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016, сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.

В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении организацией правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда. Аналогичное решение принято в Постановлении АС УО от 28.07.2017 № Ф09-3191/17 по делу № А76-24837/2016.

Недостоверность сведений, представленных в ФСС

С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427, в соответствии с которым пилотный проект по выплатам работникам пособий из ФСС напрямую продлен до 31.12.2019. С 01.07.2017 в пилотном проекте участвует 59 субъектов РФ. Напомним: пилотный проект заключается в том, что расходы на выплату пособий, связанных с временной нетрудоспособностью, материнством и детством, в указанных субъектах осуществляются через региональные отделения ФСС напрямую застрахованным лицам. При этом организации-работодатели передают все необходимые сведения для назначения пособий страховщику.

В силу ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Как следует из материалов проверки, организация, представляя в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, указала неверное количество календарных дней в расчетном периоде и неверные сведения о среднем заработке застрахованных лиц за расчетный период, включив в него суммы вознаграждений, выплаченные данным лицам по договорам гражданско-правового характера.

В связи с этим расчет пособия был произведен неверно, что повлекло его переплату. Поскольку срок исковой давности не был пропущен, суд вынес решение о возмещении убытков фонда, связанного с переплатой пособия по уходу за ребенком (см. постановления АС ВВО от 18.08.2017 № Ф01-3211/2017 по делу № А43-15657/2016)

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Аналогичные решения были вынесены в постановлениях АС ВВО от 28.03.2016 № Ф01-612/2016 по делу № А43-5593/2015, от 04.03.2016 № Ф01-243/2016 по делу № А43-7778/2015.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector